Насколько уместен в искусстве дух соревнования? Казалось бы, нет ничего хорошего в том, чтобы уподоблять искусство спорту, отнимая у него собственную сущность… Но случается и так, что именно стремление быть первым дает «путевку в жизнь» музыкальным шедеврам – такова история Концерта № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор Сергея Сергеевича Прокофьева. Из всех фортепианных концертов, созданных композитором, это наименее продолжительное сочинение – звучит оно не более четверти часа, но это один из тех случаев, когда с полным правом можно сказать: «Краткость – сестра таланта». И, разумеется, относительная краткость звучания не помешала прокофьевскому сочинению привлечь всеобщее внимание при своем появлении.

Прокофьев дважды учился в консерватории, первый раз – как композитор, второй – как пианист. Отношения с наставниками-композиторами у него складывались не лучшим образом – слишком уж склонен был ученик к «экспериментам», и потому композиторский диплом оказался, по словам Сергея Сергеевича, «плохого качества». С этим пришлось смириться, но повторять горький опыт он не собирался – заканчивая консерваторию в качестве пианиста, он решил быть первым во что бы то ни стало, тем более что лучшему пианисту по результатам экзамена присуждалась премия имени Антона Григорьевича Рубинштейна – и Прокофьев был намерен ее завоевать.

По сути дела, речь шла о конкурсе… Что нужно для победы в музыкальном состязании? В первую очередь, конечно, блестящая исполнительская техника – и отсутствием таковой Прокофьев определенно не страдал. Но нужно еще и показать себя в наиболее выгодном свете, и в этом особую роль играет выбор репертуара. Прокофьев чувствовал, что классический репертуар – это не то, на чем он сможет показать себя во всей красе, требовалось произведение, которое всех удивит. В то же время композитор не исключал, что выйти победителем у него не получится – и тогда можно будет утверждать, что причина поражения не в том, что он недостаточно хорошо играл, а в произведении. И вот Прокофьев решил исполнить на экзамене фортепианный концерт собственного сочинения. К тому времени он был автором уже двух произведений такого рода, Второй концерт даже самому автору казался настолько дерзким, что исполнять его в консерватории он не решился, и он остановил выбор на Первом. Это произведение уже было исполнено за два года до описываемых событий – в 1912 г., солировал сам Прокофьев, для которого это было первое выступление с оркестром, а дирижировал Константин Константинович Сараджев – и он, по словам Сергея Сергеевича, «прекрасно понял все темпы». Публика относительно спокойно отреагировала на Концерт, но теперь Прокофьеву предстояло представить его строгим мэтрам… Что же за произведение предложил молодой композитор столь взыскательной публике?

На первый взгляд, выразительные средства, использованные композитором, казались традиционными – в сравнении, например, с творениями Александра Николаевича Скрябина. Более того, некоторые формулы фортепианной техники – гаммообразное движение, скачки – могли вызвать ассоциацию с концертами XVIII столетия, но эти традиционные элементы композитор сумел насытить такой жизнерадостной энергией, что некоторые критики называли Концерт «футбольным». Столь бодрая энергия «вмещается» в одночастное произведение (это не вполне типично для классического концерта, но одночастные концерты создавались и до Прокофьева), однако в рамках одной части выделяются четыре раздела, соотносимые с традиционными частями цикла.

Важную роль в музыкальной драматургии играет вступление, с первых же звуков поражающее своей весенней жизнерадостностью. Его первая фраза проводится в Концерте троекратно. Острая каденция подводит к главной партии, изложение которой начинает фортепиано и подхватывает оркестр. Ее триольное движение напоминает тарантеллу, но размер для этого танца нетипичен. В побочной партии мрачно-загадочное звучание оркестра сочетается с шутливой скерциозностью фортепианной партии. Завершает экспозицию появление темы вступления в оркестре. Последующий эпизод – Andante assai – играет роль медленной части цикла. Нежная мелодия приобретает восточный оттенок благодаря и интонационному строю, и звучанию засурдиненных струнных. Далее следует скерциозный раздел Allegro scherzando c чертами токкатности в фортепианной партии. Реприза открывается возгласами медных духовых. Темы экспозиции в ней развиваются и разработочными приемами, и методом варьирования. В коде победно провозглашается мотив вступления.

Итак, Первый фортепианный концерт Прокофьева был исполнен в 1914 г. на экзамене. Главной своей цели автор достиг – он удостоился премии им. Рубинштейна и получил прекрасный рояль «Шрёдер», его пианистическое мастерство ни у кого не вызвало сомнений… Зато какую бурю эмоций вызвало произведение! Диапазон отзывов колебался от «К черту всю эту музыку футуристов!» до «Какая свежесть, какой темперамент и самобытность!» К негативным отзывам автор относился философски и даже иронически, полагая, что годы спустя они будут искуплены бурными аплодисментами. Так оно и случилось – Первый фортепианный концерт Прокофьева занял достойное место в репертуаре пианистов.

Все права защищены. Копирование запрещено.