Томас Хенгельброк продирижировал в Концертхаусе Дортмунда ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира»

Замысел оратории «Сотворение мира» возник у композитора во время поездки в Лондон в 1795 году, а идею подсказал скрипач и дирижер Джон Петер Саломон. Именно он предложил Гайдну сочинить ораторию на английский текст по образцу генделевских, поразивших Гайдна своей монументальностью, когда он услышал их в Англии. В основу оратории положен текст поэмы «Потерянный рай» английского поэта и мыслителя Джона Мильтона.

Гайдн включил в свою ораторию седьмую главу поэмы, сохранив текст Библии (Бытие I и II) без изменений: исполняя желание Адама, архангел Рафаил возвещает о сотворении мира в шесть дней по низвержении Сатаны.

Гайдна увлекал процесс сочинительства оратории. Композитор признавался, что «никогда не был так благочестив, как во время работы над «Сотворением мира»; ежедневно падал на колени и просил Бога, чтобы Он дал мне силы для счастливого выполнения этого труда». Эти благословенные дни навсегда остались в сердце композитора. В конце апреля 1798 года прозвучала премьера «Сотворения мира» во дворце венского мецената князя Йозефа Шварценберга. Ну, а многочисленная публика стала свидетелем венской премьеры в императорском и королевском театре лишь год спустя, в день именин Гайдна 19 марта 1799 года. «Сотворение мира» было воспринято как первая светская оратория на немецком языке.

В трех частях действа подразумевается не сверхъестественный и таинственный акт творения, а благоговение перед величием и многообразием мироздания, хвала Всевышнему и прославление жизни – солнца и воды, птиц и зверей, первой человеческой семьи, пребывающей в мире, любви и спокойствии. Лирические картины, пасторальные идиллии, включенные Гайдном в материал оратории, чередуются с речитативами и крупными полифоническими хорами.

В дортмундском исполнении «Сотворения мира» Йозефа Гайдна приняли участие лучшие вокальные и инструментальные силы Германии – Балтазар Нойман хор и ансамбль (Balthasar-Neumann-Chor und Ensemble) во главе с Томасом Хенгельброком, специализирующемся на исполнении этого исторического периода музыки.

Интерпретация Хенгельброка в буквальном смысле оказалась приближенной к идеалу: лучезарный свет, гармония ансамбля и райские голоса солистов Камиллы Тиллинг, сопрано (архангел Гавриил), Лотара Одиниуса, тенор (архангел Уриил), Тарека Назми, бас (архангел Рафаил), Андре Морша, баритон (Адам) и Катарины Конради, сопрано (Ева) воодушевили публику. Томас Хенгельброк – невероятный кудесник, способный доставлять людям радость и наслаждение высоким музыкальным искусством.

Благодарная публика дортмундского Концертхауса наградила музыкантов щедрыми продолжительными аплодисментами. Исполнителей никак не желали отпускать со сцены. Томас Хенгельброк подарил аудитории два сокровенных биса, исполнив сначала Псалом Феликса Мендельсона-Бартольди «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе» из оратории «Илия», а затем священное песнопение Йозефа Габриэля Райнбергера «Оставайтесь с нами» для хора a capella, соч.69.

Фотографии предоставлены пресс-службой Концертхауса Дортмунда.

Фотограф —  Pascal Amos Rest (Konzerthaus Dortmund)

Все права защищены. Копирование запрещено.