Противостояние старого и нового – такая же вечная тема в искусстве, как и любовь. Никто не может с уверенностью сказать, кто прав в этом споре – у каждой из сторон своя правда, а ситуации могут возникнуть разные – и печальные, и забавные… об этом повествует оперетта Оскара Борисовича Фельцмана «Старые дома».
Произведение это родилось в Одессе, и это не могло не наложить отпечатка на его облик. История «Старых домов» началась в 1972 г., когда двое из трех создателей либретто – Георгий Андреевич Голубенко и Леонид Леонидович Сущенко – только начинали свой путь в литературе. Предшествующие шесть лет их жизни были отданы одесской команде КВН, которая наконец стала чемпионом, и встал вопрос: а что же дальше? Они решили заняться совместным литературным творчеством – и свой первый рассказ написали прямо в поезде, на котором команда возвращалась в Одессу из Москвы, к ним присоединился Валерий Исаакович Хаит, в то время возглавлявший команду, и вместе они вспомнили о предложении сотрудничества, которое уже не раз получали от Матвея Абрамовича Ошеровского – главного режиссера Одесского театра музыкальной комедии. И хотя молодые литераторы в то время не рассмативали оперетту как самый привлекательный жанр, Театр музкомедии они считали наиболее перспективным театром в Одессе, а Ошеровского – лучшим режиссером, к тому же, впереди была манящая неизвестность.
На встречу с Ошеровским трое соавторов пришли с готовым сюжетом, сочинив по дороге историю о профессоре Петре Соломоновиче Столярском – знаменитом педагоге-скрипаче, но Ошеровский ее отверг, поскольку сценическое воплощение такого сюжета требовало участия множества детей, играющих на скрипках: «У меня, конечно, труппа не очень старая, но на вундеркиндов как-то не тянет», – с присущим ему чувством юмора заметил режиссер. И тогда Голубенко вспомнил весьма драматичную историю, когда-то развернувшуюся у него на глазах: в Слободке, где он вырос, был старый дом, и когда его предназначили под снос, пожилой человек, живший в нем, несколько лет боролся против этого решения. Такая идея пришлась по душе и соавторам, и режиссеру, но приняли ее с одним изменением: чтобы увеличить количество действующих лиц, дом сделали не частным, а многоквартирным. Обстановка старого одесского дворика чем-то напоминала оперетту Исаака Осиповича Дунаевского «Белая акация», но сюжет оказался совсем иным – Сущенко назвал его «одесским и парадоксальным». Сочинение началось даже не с действия, а со списка персонажей, который в дальнейшем остался неизменным.
Работу либреттистов – в то время новичков в драматургии – направлял Ошеровский. Когда авторам казалось, что пьеса уже готова, он говорил: «Вы написали материал, теперь давайте из этого делать пьесу». Один из самых ценных советов, которые дал режиссер драматургам, заключался в том, что не стоит мыслить слишком рационально – поступки героев должны быть обусловлены не столько логикой, сколько эмоциями.
В либретто, которое в конечном итоге было написано Голубенко, Сущенко и Хаитом, было нечто от другого вечного сюжета – Ромео и Джульетты. В роли «клана Монтекки» оказались обитатели старого дома, много лет живущие бок о бок и ощущающие себя единой семьей: старый моряк, сапожник, руководитель самодеятельности. Все они в разной степени приложили руку к воспитанию Андрея – сына Марии Ивановны. Профессию для него выбрали всем миром, причем самую безопасную – библиотекарь. И вот этот тихий, застенчивый юноша влюбился в энергичную студентку Галю – в соответствии с ее дипломным проектам в этом районе будет создан прекрасный сквер, построены новые дома… Но для этого придется снести старый дом, жильцы которого вовсе не желают переселяться в новые благоустроенные квартиры – ведь со старым домом связано столько милых сердцу воспоминаний. Андрей разрывается между любовью к Гале и привязанностью к матери и соседям, которых воспринимает как семью, и в конце концов принимает решение расстаться с возлюбленной. Видя, как страдают влюбленные, один из жильцов обвиняет соседей в душевной черствости, убеждая их, что превыше любви нет ничего. Да и с прошлым когда-то нужно расставаться… В конечном итоге жильцы соглашаются расстаться со старым домом, а влюбленные счастливо воссоединяются.
В 1976 г. работа над пьесой была завершена, Ошеровский остался доволен, и пришло время позаботиться о музыкальной стороне. Требовался композитор, имеющий опыт в жанре оперетты, и таковой нашелся в лице Оскара Фельцмана (тексты музыкальных номеров – по предложению композитора – написал Роберт Рождественский). Обращение к Фельцману было обусловлено еще и тем, что он родился и вырос в Одессе. Тем не менее, работая над музыкой, композитор не старался придать ей специфический одесский колорит – ведь предполагалось, что оперетта будет исполняться не только в Одессе. Создавая разнообразные номера – дуэты и другие ансамбли, монологи в песенной форме – Фельцман проявлял неистощимую фантазию в области мелодий. Музыкальные характеристики героев стали особенно выразительными благодаря элементам стилизации – например, в дуэте Эрнста Борисовича с супругой присутствует ритм танго, а куплеты Захара Алексеевича напоминают матросскую песню.
Надежды авторов на постановку в Одессе не оправдались: худсовет театра отверг произведение, усмотрев в нем «устаревшую эстетику», и Фельцман предложил его Свердловскому театру музыкальной комедии. Именно в этом театре состоялась мировая премьера, прошедшая с большим успехом. По прошествии двух лет оперетту поставил Одесский театр, поначалу отвергавший ее, а в последующие годы к «Старым домам» обращались десятки театров страны – как профессиональные, так и любительские.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев