(1921–2013)
«Венок Дуная», «Эй, рулатэ!», «Огромное небо» – мелодии этих песен хорошо знакомы не одному поколению наших соотечественников. Их создал Оскар Борисович Фельцман – композитор, посвятивший жизнь «легкому жанру», и своим творчеством доказавший, настолько серьезной может быть такая работа.
Фельцман – уроженец Одессы. Отец его был врачом – одним из лучших ортопедов города, однако в юности он обучался музыке и привязанность к ней сохранил на всю жизнь, играя на фортепиано; и сын тоже очень рано полюбил музыку. Этому способствовала не только обстановка в семье – музыкальная жизнь Одессы в то время была очень насыщенной, на гастроли приезжали известные исполнители, и Оскар вместе с родителями регулярно посещал концерты. В пятилетнем возрасте родители отвели его к профессору Петру Соломоновичу Столярскому (в Одессе тогда существовала своеобразная традиция – представлять этому замечательному педагогу-скрипачу любого ребенка, хоть сколько-нибудь проявляющего склонность к музыке). Столярский начал заниматься с ним, но после нескольких уроков ученик изъявил желание играть сидя, и педагог посоветовал отдать его на фортепиано. Его наставницей стала Берта Михайловна Рейнбальд.
Оскар делал успехи в освоении фортепианной игры, но главным средоточием его интересов стало сочинение музыки. Свое первое сочинение – фортепианную миниатюру «Осень» – он создал в шестилетнем возрасте, еще не зная нотной грамоты, а освоив ее, начал записывать, потребовав для этой цели специальную доску, и отец заказал такую вещь у краснодеревщика. С этой доской композитор не расставался и впоследствии, будучи взрослым.
В 1939 г. Фельцман блестяще закончил школу им. П.С.Столярского. Фортепианная Сонатина, которую он продемонстрировал при поступлении в консерваторию в столице, была высоко оценена преподавателями, и Фельцман стал учеником Виссариона Яковлевича Шебалина. Студент проявил себя столь блестяще, что на втором курсе удостоился Сталинской стипендии.
Фельцману было всего двадцать лет на момент начала войны – тем не менее, в Новосибирске, куда его эвакуировали, его назначили секретарем Сибирского отделения Союза композиторов. Здесь он создавал музыку для спектаклей Государственного театра драмы (ныне Александринский), эвакуированного из Ленинграда. Судьбоносной стала встреча с Борисом Давидовичем Владимирским. Музыковед, занимавший в то время должность начальника Управления учебных заведений Комитета по делам искусств, прибыл в Новосибирск, где услышал об одаренном молодом композиторе. Он пригласил Фельцмана в Сталинск. Здесь композитор побывал на спектакле «Сильва», представленном Московским театром оперетты. Фельцман испытал такое потрясение, что решил попробовать свои силы в жанре оперетты. Случай представился практически сразу же – театр, чей спектакль произвел на него столь сильное впечатление, заказал ему произведение по комедии «Синий платочек», принадлежавшей перу Валентина Петровича Катаева. Работа над произведением чрезвычайно увлекла композитора – он даже трудился по ночам, и создал оперетту за полмесяца. Однако композитора ожидал жестокий удар – после премьеры появилась разгромная статья в «Правде».
Такое начало не отвратило Фельцмана от легкого жанра – композитор твердо решил посвятить жизнь именно этому направлению. Правда, после войны он все же стал членом Союза композиторов, представив свои серьезные произведения, но не устоял, когда Илья Иосифович Рубинштейн – режиссер и сценарист, работавший в жанре оперетты – предложил ему сотрудничество. Композитор создает оперетты – в частности, «Чужую ночь», которая пользовалась большим успехом в провинциальных театрах, а в 1948 г. состоялся его столичный дебют – Московский театр оперетты поставил его произведение «Воздушный замок».
Фельцман создавал музыку к детским спектаклям (по заказу Наталии Ильиничны Сац), а также для цирка. Не забывал он и о серьезных жанрах – в 1962 г. он написал скрипичный Концерт. На дебют в качестве композитора-песенника его сподвигли Людмила Наумовна Давидович и Виктор Юзефович Драгунский. На один из предложенных ими текстов композитор написал песню «Теплоход», ее первым исполнителем стал Леонид Осипович Утесов. Соприкоснувшись с песенным жанром, Фельцман не оставлял его никогда. Одним из самых известных его сочинений стала песня «Ландыши», заклейменная как «образец нарушения социалистических норм», но бесконечно любимая народом – впрочем, многие песни Фельцмана очень быстро приобретали популярность.
К жанру оперетты композитор вернулся в 1973 г., создав «Тетку Чарлея» на основе комедии Томаса Брандона. Нелегким оказалось начало сценической жизни другой новой оперетты – «Старые дома»: ее отверг Одесский театр музкомедии, для которого она создавалась, но после успешной премьеры в Свердловске ее ставили во многих городах.
В середине 1980-х гг. Фельцман создал вокально-инструментальный ансамбль «Огни Москвы» и некоторое время возглавлял его, но из-за пошатнувшегося здоровья он не смог продолжать интенсивную концертную жизнь и передал руководство ансамблем Давиду Федоровичу Тухманову. Однако композиторскую деятельность Фельцман продолжал до самой смерти в 2013 г. За свою жизнь композитор создал полторы тысячи песен.
Все права защищены.Копирование запрещено.
Пока нет комментариев