(1916–1990)
Творчество Сулеймана Александровича Юдакова по праву считается гордостью узбекского искусства. Национальные истоки в его музыке органично сочетаются с академическими традициями московской композиторской школы. На родине его называют «солнечным», «сияющим», «жизнерадостным» композитором.
Жизненный и творческий путь Сулеймана (Соломона) Юдакова пришелся на непростую эпоху. Родина его – город Коканд, расположенный в юго-западной части Ферганской долины на востоке Узбекистана. Родители его принадлежали к числу бухарских евреев. Семья была небогатой – отец зарабатывал ремеслом чистильщика обуви. Оставшись круглым сиротой, Сулейман воспитывался в детском доме в родном городе. Именно здесь он получил первые музыкальные знания и навыки. Под руководством учителя Михаила Генриховича Найгофа он осваивал множество музыкальных инструментов – Сулейман обучался игре на мандолине, балалайке, гитаре, а также на нескольких духовых инструментах, включая флейту. На рабфаке при Московской консерватории, куда Юдаков поступил в шестнадцатилетнем возрасте, он обучался как флейтист, но по прошествии шести лет поступил в консерваторию как композитор. В искусстве сочинения музыки его наставлял Рейнгольд Морицевич Глиэр. Сочинения молодого композитора удостоились одобрения Николая Яковлевича Мясковского.
Завершить учебу в консерватории Юдакову не удалось – этому воспрепятствовала война, он возвратился в Узбекистан в 1941 г. Некоторое время он жил в Ташкенте, работая в Институте искусствоведения научным сотрудником, а в 1943 г. Юдаков отправился в Душанбе, где до 1947 г. возглавлял Таджикскую государственную филармонию как художественный руководитель. Узбекский композитор оставил след в таджикской истории и культуре: в 1944 г. Сулейман Александрович написал гимн Таджикистана (и Таджикистан не отказался от созданной им мелодии даже после распада Советского Союза, приобретя статус независимого государства).
После войны – в 1945 г. – Юдаков создал свое первое музыкально-сценическое сочинение, это была музыкальная драма «Фарзанд» («Сын»), а в последующие годы он написал немало произведений в различных жанрах. Среди них – камерно-инструментальные сочинения (Фантазия для фортепиано, виолончели и скрипки, «Восточная поэма», Танцевальная сюита для дуэта фортепиано, состоящая из трех частей, носящих национальный характер – «Хорезмское праздничное шествие», «Азербайджанский лирический танец» и «Ферганская пляска»), вокально-симфоническая поэма «Мирзачуль», а также комедийный балет на национальный сюжет «Юность Насреддина».
К числу наиболее ярких сочинений Юдакова относится опера «Проделки Майсары» – первая комическая опера, созданная в Узбекистане. Основанная на произведении узбекского поэта и драматурга Хамзы Хакима-заде Ниязи, она в комедийной форме раскрывает такие серьезные проблемы, как социальная несправедливость, унизительное положение женщин в прежние времена – но все это подается «на волне» искрометного юмора. Остроумно не только либретто оперы – остроумна музыка Юдакова, проникнутая национальными интонациями и исполненная интересных комедийных находок. Во время премьеры, состоявшейся в Ташкенте в 1959 г., смех в зале не смолкал. Оперу полюбили не только в Таджикистане – она с успехом представлялась в Москве, а также в польском городе Лодзь.
То ощущение солнечного света, полноты жизни, которое пронизывает и «Проделки Майсары», и другие сочинения Юдакова, характеризует не только творчество Сулеймана Александровича, но и его личность. Людям, знавшим его, он запомнился как веселый, жизнерадостный человек с прекрасным чувством юмора и обладающий огромной энергией. Ведя активную общественную деятельность в качестве члена правления Союза композиторов Узбекистана, на публичных выступлениях он никогда не «читал по бумажке» – каждая его речь была осмысленна и очень эмоциональна, все, кто присутствовал на пленумах и заседаниях, замечали, что композитора действительно глубоко волнует все то, о чем он говорит. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, достиг вершин славы – так, однажды ему пришлось лететь в Москву с коллегами (музыковедом Тухтасином Батыровичем Гафурбековым, композиторами Улугбеком Раззаковичем Мусаевым и Ахметом Хамидовичем Джаббаровым); оказавшись волею случая в так называемой «депутатской комнате» в аэропорту, они столкнулись там с дамой, занимавшей весьма высокую должность, из изо всех четверых она узнала именно Юдакова. Мелодии, созданные композитором, использовались в качестве позывных радиопередач Узбекского радио. Находясь на гребне славы, композитор так и не создал семьи, а на вопрос, почему так сложилось, он всегда отвечал, что его супруга – музыка, а его дети – произведения. Преданность музыке он сохранял до самой смерти.
В Узбекистане чтят память Сулеймана Юдакова. В 2008 г. в Ташкенте открылся Музей-квартира композитора.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев