1. «Амели» (Франция, 2001). Жан-Пьер Жене

Один из главных «новых культовых» фильмов, соединивших кино для всех и для других в координатах главных тем нулевых: одиночества в большом городе, ностальгии и нетривиальности мышления.

 

2. «Клуб самоубийств» (Япония, 2001). Сион Соно

Этот режиссер продолжил тарантиновские мотивы 90-х лучше него самого. Театр жестокости, синефилия, избыточность образов в рамках постмодернистских концепций, рулоны из человеческой кожи, кибер-апокалиптические секты и фонтаны крови морковного цвета – таков один из главных фильмов японца Сиона Соно.

 

3. «Город Бога» (Бразилия, 2002). Фернанду Мейреллиш

Самый яркий пример модернистского латиноамериканского кино начала века, и вообще один из самых колоритных и жестоких фильмов нашего времени. Да, Иньярриту сделал большую карьеру. Но именно в «Городе Бога» сплетение хронотопов и судеб героев оказалось выражено наиболее естественно и художественно.

 

4. «Оазис» (Корея, 2002). Ли Чхан Дон

Еще одна история больших одиночеств в безжалостном мегаполисе. Фильм выделяется тем, что режиссер, продолжая действие в измерение миража, выдерживает его в трагическом, а не сказочном жанре. Кроме того, герои здесь не разговаривают, так что мелодрамы как таковой не получается – и к лучшему.

 

5. «Спасти зеленую планету» (Корея, 2003). Чан Джун-хван

Манифест интертекстов и жанровая многоножка, этот фильм умудряется быть всем одновременно (комедия, фантастика, триллер, фильм ужасов), не теряя целостности повествования и удивляя каждым твистом на протяжении двух часов. Маньяк (или спаситель человечества) похищает директора фармакологической фирмы – а, по его мнению, пришельца с Андромеды. Все остальное словами не описать – это надо видеть. Главная мораль – поверить в век информации можно во все, что угодно.

 

6. «Воспоминания об убийстве» (Корея, 2003). По Джун Хо

Этот многослойный триллер о маньяке в захолустье является идеальным образцом нового корейского кино, чувствующего себя одинаково хорошо на фестивалях и в прокате. Иначе как алхимией это не объяснить – баланс составляющих выверен со сверхматематической точностью. Герои сбрасывают психологические шаблоны, как старую кожу, зрителю страшно и смешно, а убийцей все еще может быть кто угодно…

 

7. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (Корея, 2003). Ким Ки Дук

Тем, кто смотрел только этот фильм Ким Ки Дука, лучше не двигаться дальше по его фильмографии. Самый общепризнанный, самый буддийский и поэтический фильм великого корейца – без него невозможно представить себе ни самого режиссера, ни творчество его коллег.

 

8. «Олдбой» (Корея, 2003). Пак Чхан Ук

Окончательный триумф Кореи, своего рода «Имя розы» от кино. Восхитительная жанровая мозаика, фильм, одновременно фиксирующий состояние человека и культуры того времени. И, конечно же, один из самых ярких и детализированных инверсивных сюжетов нового кино – все это «Олдбой».

 

9. «Адамовы яблоки» (2005, Дания). Андерс Томас Йенсен

Датчане всегда умели хорошо пошутить. А степень политкорректности в стране позволяет делать это на любые темы, причем без апломба всяких там «возмутителей спокойствия». Именно поэтому так хорошо удались «Адамовы яблоки» – фильм с нескучными библейскими аллюзиями, ломающим нос (себе) Мадсом Миккельсоном в роли священника и черным, как ночь, юмором. Больше так почему-то никому не удавалось.

 

10. «Битва на небесах» (2005, Мексика). Карлос Рейгадас

В этом фильме соединено вместе то, что Ницше называл «спокойным течением метафизических эпох», то есть созерцательное христианское начало и чисто языческая сакральная жестокость. Рейгадас никуда не торопится, но успевает показать очень многое. Трансформация главного героя, задумавшего похищение, а совершившего в итоге убийство, и тем самым приблизившегося к Богу, оставляет долгое послевкусие и как итог – чистый катарсис.

 

11. «Безумие» (2005, Чехия). Ян Шванкмайер

Великий чешский сюрреалист и кукольных дел мастер и ранее экспериментировал с классикой литературы («Алиса», «Фауст»). Однако в «Безумии» он, скрестив фантазии Эдгара По с идеями Маркиза Де Сада, перешел в другую весовую категорию. Чего здесь только нет – инсталляция Делакруа обитателями сумасшедшего дома, пляшущее мясо, блудница Мария… Фильм не перестает удивлять, в том числе, своей целостностью. На выходе – настоящее пиршество фантазии и одно из главных киновысказываний о свободе и разуме.

 

12. «Рыцарская честь» (2006, Испания). Альберт Серра

Наверное, единственная экранизация Сервантеса без пресловутых мельниц. Это медитативное зрелище затягивает, снимая тяжесть ощущения времени. Предельно простой фильм Серры идеально передает атмосферу завороженности миром, которому грозит тьма. И не столь важно – смерть ли это сознания, гибель Богов, или природы, ведь мы, в отличие от героев, утопающих в Бытии, уже знаем, что разница невелика. Остается только наслаждаться, пока еще не совсем поздно.

 

13. «Глюки» (2006, Америка). Уильям Фридкин

Уникальный случай – легендарный режиссер 70-х – 80-х обрел второе дыхание и ударился в жанровые эксперименты. Фильм «Глюки» (анг. Bug – Жук), поставленный по пьесе, велик своим движением вперед – там, где средней руки Роман Полански закольцевал бы фабулу, здесь все только начинается. «Глюки» живут в промежутке между ужасами и артхаусным изыском. Ужасы при этом здесь, как кто-нибудь бы сказал, «психически реальные». Отдельно стоит отметить скрупулезную детализацию погружения, заметную только при повторных просмотрах, и гениальную игру актерского дуэта Майкл Шеннон – Эшли Джадд.

 

14. «Библиотека Паскаля» (2010, Венгрия). Саболч Сайду

Этот фильм замечателен своими образами, будто из плодоносных 70-х, и свежими формами киноязыка. Беглый уголовник дарит главной героине дочь, и умирает. Сначала мать с девочкой занимаются кукольным театром, но вскоре их пути разойдутся. Талантливая девочка, способная визуализировать свои сны, окажется в приюте, а мать, после долгих злоключений, в борделе, где проститутки разыгрывают сцены из шедевров мировой литературы. В конце дороги они, конечно, встретятся, но где именно – вопрос не риторический, но поэтический: рай и ад, пластик и кровь, все смешалось в нашей сюрреальности.

 

15. «Сербский фильм» (2010, Сербия). Срджан Спасоевич

Этот легендарный в определенных кругах фильм, повествующий о том, как один порноактер неудачно вернулся в профессию, и после краткого тиражирования снова ушел в подполье. Отчасти жестокий трэш, отчасти безжалостная мета-культурная притча, фильм сделан настолько профессионально, что отвернуться от него невозможно. Бодрийяр нередко отмечал топологический приоритет порнографии в век кибернетики. «Сербский фильм» же, приравнивая всю современную культуру к порнографии, сталкивает ее с центром существования прошлых веков – институтом семьи. Попробуйте догадаться, кто выйдет победителем.

 

16. «Укрытие» (2011, США). Майк Николс

В этом неординарном фильме о разнорабочем, который готовится к худшему, мало что происходит, кроме эскалации саспенса. Как это объяснить? Как и во многих малобюджетных шедеврах, весь художественный эффект здесь держится на режиссуре и актерской игре. Майкл Шеннон мимически выражает предчувствие апокалипсиса, а Николс выдает образцовую инди-драму. Бытовые сцены здесь работают на идентификацию, и зритель сам не замечает, как начинает воспринимать мелочи жизни, как роковые знамения, а внутреннее исступление замещает иллюзию активной деятельности.

 

17. «Любовь» (2012, Франция). Михаэль Ханеке

В этом фильме «знаменитого мизантропа», который любит заставить людей пошевелить мозгами, идеально всё. Это драма высшей пробы, образец режиссуры, кинематографа в чистом виде. Кстати, особо интересно следить за тем, как Ханеке, так же, как например, Хайдеггер, а до него другие гениальные германцы, весьма изощренными и долгими путями приходит к буддийскому видению «феноменологии» вещей, в оригинале обычно выраженной двумя-тремя фразами.

 

18. «Космополис» (2012, Канада). Дэвид Кроненберг

Знаменитый патологоанатом от кино Дэвид Кроненберг в 2000-е немного вышел в тираж, снимая скандализированные мелодрамы про известных психоаналитиков и русскую мафию. Однако внезапно он понял, что все его метафорические мутации уже свершились в действительности и обнаружил сбежавших от него уродцев в современных рассадниках шизофрении – офисах и киностудиях. Примерно об этом и рассказывает самый неоднозначный, но симптоматический для духа времени фильм режиссера, «Космополис».

 

19 «Муха» (2012, Индия). С.С. Раджамули

Блокбастер всем блокбастерам, фильм «Муха» наверняка заставит зрителя напрячь фантазию, размышляя о том, как хороший парень, реинкарнировавший в муху, станет мстить своему убийце. И удивит даже самые изобретательные умы. Кроме того, блестящая хореография «Мухи» делает фильм настоящей отдушиной для мира, где не летают, а мечутся по небу разновидности эстрадных комиков в трико. И, да, муха будет петь, правда, только в титрах.

 

20.«Танец реальности» (2013, Чили). Алехандро Ходоровски

Алехандро Ходоровски – автор, пожалуй, самого-самого (безумного, психоделического, фантзийного и т.д.) фильма 70-х «Священная гора» – в преддверии 90-летия решил вернуться в кино и экранизировать свои воспоминания. Что и говорить, современному артхаусу все больше, графическому, стерильному и занудно-концептуальному, был необходим этот водопад поэтических образов и вдохновения, воскрешающего даже мертвецов. Ходоровски знает, что воображение способно менять, а не подменять реальность, и доказывает это на деле.

 

21. «Бродячие псы» (2013, Тайвань). Цай Минлян

Итоговый фильм режиссера, в котором он заново придумывает кинематограф и предсказывает новые горизонты художественного восприятия, синтезирующего сон, перцепцию, и, конечно же, кино. То, что поэтическое видение Тарковского или Бергмана особо маркировало, Цай делает основой, самой сутью новых форм существования.

 

22. «Кладбище блеска» (2015, Таиланд). Апичатпонг Вирасетакун (просит называть себя просто Джо)

Сюжет таков: женщина ухаживает за солдатами, погруженными в летаргический сон. Оказывается, что на месте госпиталя раньше был древний дворец, и теперь духи воинов продолжают сражение, похищая жизненные силы современных людей.

Так же, как и «Бродячие псы», это фильм из будущего. В мирах Джо сакральное перетекает в попсовое, кино начинается на улице, а призраки приходят гостями на ужин. Режиссер переносит действие в тот пласт, где нет разницы между видимым и невидимым, где образы воображения и картины прошлого настолько же яркие, как и то, что стоит перед нами здесь и сейчас. И это не фигуры речи – все образы и сцены «Кладбища» каким-то непостижимым образом соединены между собой. Этот медитативный фильм переполнен динамикой и гипнотизирует легко и естественно, являясь комплиментарным ЦНС и механизмам бессознательного. Фильмы Дэвида Линча рядом с таким кинематографом – просто озорство маленького ребенка.

 

23. «Прямо сейчас, а не после» (2015, Корея). Хон Сан-Су

Пока что лучший фильм корейского режиссера. «Прямо сейчас, а не после» – это затейливое и невероятно располагающее к себе размышление на тему того, как мелочи меняют отношения людей. Фильм состоит из двух частей – в первой герой пытается изображать дамского угодника, что приводит к конфузу. Во второй все начинается заново, но он уже становится самим собой. Так же, как и Джо с Цаем, Хон прекрасно понимает, что мы уже живем в матрице. Однако, не в силах изменить себе, он противопоставляет ей старые добрые ценности: выпивку, рефлексию и любовь.

 

24. «Сьераневада». (2016, Румыния). Кристиан Пую

Румынская волна наделала много шуму, и из нее в итоге действительно вышло несколько художников большого калибра. В этом фильме режиссеру и без тяжеловесных отсылок удается задеть струны лиры в бытовых сценах и, кроме того, сотворить нечто, благодаря чему зритель с интересом следит, как три часа, в интерьерах обычной трешки, толпа румын препирается на самые скучные темы во время поминок своего пожилого родственника.

 

25. «Фаворитка» (2018, Великобритания). Йорг Лантимос

В своем новом фильме, костюмной драме об Англии начала XVIII века, грек доказывает, что Фон Триер – это, действительно, уже больше не актуально. Также он переигрывает Кубрика («Барри Линдон») и Питера Гринуэя на их же поле. В этом фильме реализованы все фетиши современного кино, как медиума, как части культуры: тяготение к выставочности и психоделии, произнесению социальных комментариев и иронии, физиологизмам и психоанализу. И все они сведены в золотом сечении. Здесь нет никакой гипертрофии, или эксплуатации. Лантимос стал предельно лаконичен и точен в акцентах своего стиля – движениях камеры и светотенях – что также позволило ему отработать темпоритм до музыкального совершенства.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.