Может ли композитор, глубоко проникающий в душу собственного народа, оставаться убедительным, обращаясь к культуре других народов? История русской музыки дает утвердительный ответ на этот вопрос – достаточно вспомнить «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Порфирьевича Бородина, польский акт из «Жизни за царя» Михаила Ивановича Глинки или «Испанское каприччо» Николая Андреевича Римского-Корсакова. В один ряд с этими шедеврами русских композиторов можно поставить вокальный цикл «Страна отцов». Поистине, его создатель – Георгий Васильевич Свиридов – показал себя достойным наследником своих великих предшественников.

Рассказ об этом произведении следует начать с армянского поэта Аветика Сааковича Исаакяна. Сама жизнь этого человека достойна поэмы. В одиннадцатилетнем возрасте он начал писать стихи, в юности покинул духовную семинарию после участия в студенческом бунте, изучал философию в Лейпциге, в Женеве слушал лекции Плеханова. По возвращении в Российскую империю Исаакян посвятил себя политической борьбе, несколько раз его арестовывали за революционную деятельность, в конечном итоге ему пришлось покинуть страну. В эмиграции он стал одним из основателей Германо-армянского общества, которое тщетно пыталось предотвратить геноцид армян. Вернуться в Ереван поэт смог только в 1936 г. В стихах Исаакяна звучит скорбь о народном горе, о тяжелой жизни тружеников: «Я угнетенного народа сын!». Но и лирические мотивы – любовь к женщине, к матери – тоже не были чужды поэту.

К творчеству Исаакяна обращались разные композиторы – не только армянские (Армен Тигранович Тигранян, Аро Левонович Степанян), но и русские (Цезарь Антонович Кюи, Сергей Васильевич Рахманинов). В Армении многие стихотворения Исаакяна стали народными песнями.

В 1949 г. с произведениями армянского поэта познакомился Свиридов. Стихи произвели колоссальное впечатление на композитора – и он сразу же начал создавать романсы. Поначалу он поступил так же, как уже поступали другие композиторы – положил на музыку лирические стихотворения Исаакяна. Но затем композитор обращается к другой стороне творчества поэта, которая прежде не получала музыкального воплощения – к размышлениям о судьбах родины. В музыке Свиридова зазвучали эпические мотивы, которым стало «тесно» в рамках лирического романсового цикла – и тогда родилось произведение, жанр которого Свиридов определил как вокальную поэму. Первоначально композитор планировал назвать ее «Моя родина», но потом дал иное заглавие – «Страна отцов».

Для вокальной поэмы Свиридов выбрал одиннадцать стихотворений Исаакяна, написанных в разные годы – таким образом, история перекликалась с современностью в этом произведении. Поэма поручена двум мужским голосам – тенору и басу – и фортепиано. Главная тема поэмы – образ Родины, впервые возникающий в прологе («Слава отцов»). Эпически-величественный напев баса сопровождается размеренным «колокольным звоном» в фортепианной партии, «пустые» октавы создают архаический колорит – композитор вслед за поэтом бросает взгляд в седую древность. Во втором разделе монолог превращается в марш – возникает образ воинского шествия. Размышлениями о Родине проникнут и эпилог – «Моя Родина» (дуэт тенора и баса), но теперь мысли обращены не только к прошлому, но и к настоящему. Сменяют друг друга картины «волнующихся нив», воплощенные в эпических интонациях, воспоминания о былых сражениях, образ весны, обрисованный «струящимися» в высоком регистре фортепианными фигурациями.

Между двумя этими «точками» возникает множество «ликов» армянского народа – странник, чувствующий единение с родной землей («В дальний путь»), труженик-землепашец («Песня о хлебе»), неунывающий бедняк, которому в жизни нечего терять («Был бы у меня баштан»), тоскующий по родине изгнанник («Моей матери»). В жизнь героев вторгается война («Долина Сално», «Бранный клич», «Сестре»). Драматическая вершина цикла – «Черный орел»: бедствия, обрушившиеся на страну, на народ, предстают в аллегорическом образе хищной птицы, терзающей героя. Предельное эмоциональное напряжение возникает в угловатой мелодии, в патетических возгласах.

Национальный колорит присутствует в вокальной поэме постоянно. Например, в «Песне о хлебе» на фоне выдержанных звуков у фортепиано неоднократно повторяется мелизматическая фигура, характерная для саза – армянского народного инструмента, в некоторых номерах встречаются обороты дорийского лада. Приемы, которые применяет Свиридов, перекликаются с обработками армянских народных песен, сделанных композитором Комитасом. Например, в номере «Моей матери» он использует «пустые» квинты и кварты, органный бас – как и Комитас в обработке песни «Бездомный».

Вокальная поэма Свиридова «Страна отцов» впервые прозвучала в ноябре 1953 г. в Ленинградской филармонии.

Все права защищены. Копирование запрещено