«Путешествие в Реймс» в театре Филармонико в Вероне
Много «Севильских цирюльников» перевидено в Вероне, но один из них трудно забыть – именно тот, в котором певцы самым живым образом взаимодействовали с «мультиками». Спектакль, который в городе Ромео и Джульетты показали в 2014 году, поставили Пьер Франческо Маэстрини и Джошуа Хелд. Функции тандема разделились следующим образом: Маэстрини отвечал за режиссуру, Хелд – за анимацию, а развитие и реализация идеи была делом интеллекта обоих.
Ныне на сцене театра Филармонико показали их постановку «Путешествия в Реймс» того же Джоакино Россини, копродукцию с театрами Любека и Киля. Кстати, оперу Россини в Вероне никогда не ставили, так что интерес к событию был неподдельным. На спектакле присутствововала Чечилия Газдиа, некогда знаменитая сопрано, исполнительница партии Коринны в «исторической» постановке «Путешествия в Реймс», подписанной именем Луки Ронкони.
Произведение Россини, которое настоящей оперой не является (это кантата для коронации Карла Десятого), составляет немалые трудности для постановщика. Любителям творчества великого уроженца Пезаро и завсегдатаям Оперного фестиваля Россини хорошо известны две сценические версии кантаты: та самая, принадлежащая Луке Ронкони, и другая, подписанная именем Эмилио Саджи. В театре Россини в Пезаро в ней обычно пробуют силы молодые певцы, выпускники Россиниевской академии.
Маэстрини и Хелд разделили весьма объёмную партитуру «Путешествия в Реймс» (около трёх часов звучания) на две почти равные части, пытаясь придать действию большую лёгкость. История застрявших в гостинице представителей разных стран, пытающихся попасть на коронацию Карла Десятого, перенесена в конец XIX века, а гостиница «Лилия» превращена в гостиницу «Свободный обмен». Легко догадаться, о каком обмене идёт речь – ну конечно же, об обмене партнёрами! Спектакль Маэстрини – Хелда вдохновляется одноимённой пьесой Фейдо, воздушен, намеренно легкомыслен и без конца развлекает зрителя. Похоже, каждый из персонажей стремится не столько попасть на коронацию, сколько соблазнить обитателя соседнего номера: маркиза Мелибея крайне заинтересована в молодых официантах, граф Либенскоф и Дон Альваро ссорятся из-за присутствующих в отеле дам, ну а у лорда Сиднея сердечные дела не ладятся, и он предпочитает проводить время в компании бутылки. В спектакле много комических моментов, от которых публика попросту умирает со смеху. Что касается мульпликации, то идеи и рисунки Хелда полны динамизма и остроумия. Не обошлись без статуи Карла Десятого, и дважды появился сам автор «Путешествия в Реймс», божественный Джоакино! Упрёк, который можно предъявить творению сработавшегося тандема, – чрезмерность. Чрезмерное мельтешение на сцене, чрезмерное количество гэгов. Необходимость «стрелять» глазами, чтобы не ускользнула ни одна забавная подробность, отвлекает от изысканных красот партитуры.
В полной гармонии с тандемом Маэстрини – Хелд работает сценограф и художник по костюмам Альфредо Троизи. Его роль художника по костюмам более значительна, так как сценография крайне легка и ограничивается небольшим количеством простых элементов. Зато костюмы блистают фантазией и вызывают весёлую улыбку: наряд каждого персонажа сразу даёт понять, о представителе какой страны идёт речь, при этом костюмы мужчин несколько напоминают форму современных футболистов, а дамы расхаживают в панталонах, похожих на тех, что носили в XIX веке. Хор – персонал отеля «Свободный обмен» – одет в одинаковые чёрно-белые костюмы, как бы представляя отдельного «героя». Артисты разодеты в длинное платье, чем-то напоминающее наряд монашки, которая в фильме Феллини явилась, чтобы убедить спуститься с дерева полубезумного, что кричал «Я хочу женщину!», а причудливые маски имеют что-то общее с птичьими головами.
За пультом молодой Франческо Оммассини, которому полностью подчинилась ироническая стихия музыки торжественной кантаты. Оркестр в его руках звучал безупречно и блестяще, Омассини демонстрировал желание дать публике возможность как можно более насладиться всеми деталями, выбрав чуть умеренные темпы и позволив всем певцам повокализировать всласть.
В Вероне на сцене предстал молодой состав, прошедший через горнило Россиниевской академии и через руки недавно ушедшего из жизни маэстро Альберто Дзедды (кончину которого искренне оплакивают миллионы восторженных поклонников музыки Пезарского Лебедя). Имена всех певцов уже знакомы любителям россиниевского искусства, некоторые из артистов, несмотря на молодость, уже стали «звёздочками», их имена постоянно мелькают в различных постановках. Это Раффаэлла Лупиначчи, весьма склонная к сценической игре, с темноватым, медового оттенка голосом (маркиза Мелибея) и Марко Мимика, наделённый превосходной внешностью, обаянием и владеющий крепкой вокальной техникой (лорд Сидней).
Лекреция Дреи в большой и трудной партии поэтессы Коринны снискала заслуженный восторг слушателей: её кристально чистое и выразительное пение можно было сравнить с пением райской птицы. Юная и очаровательная Марина Монцò удачно обрисовала женственную и капризную графиню ди Фольвиль, пленив искристым оттенком голоса и прозрачностью вокализации. Франческа Сассу совсем недавно не слишком удачно выступила на сцене Филармонико в священной и убийственной партии Нормы; роль Мадам Кортезе подошла ей гораздо больше, и певица провела её с вокальной и актёрской уверенностью, хотя её голос не отличается значительным объёмом.
Приятно было слушать мужскую часть состава. Не подвели тенора Хабьер Андуага в роли кавалера Бельфьоре и Пьетро Адаини в роли графа Либенскова, оба наделённые голосами, хорошо летящими в зал, звонкостью тембра и лёгкостью верхов. Алессандро Абис, который получил от природы уникальный комический дар, вызвал симпатию и восхищение в партии Дона Профондо, но виртуозность «священной» арии Medaglie incomparabili не покорилась ему вполне. Джованни Ромео, рафинированный певец и актёр, самым увлекательным образом показался в роли барона Тромбонока.
Исполнители маленьких ролей, Алессио Верна – Дон Альваро, Аличе Марини – Маддалена/Модестина, Стефано Пизани – Дон Луиджино/Дзефирино, Омар Камата – Дон Пруденцио, Франческа Микарелли – Делия и Стефано Маркизио – Антонио гармоничным образом дополнили в целом отрадную вокальную картину.
«Путешествие в Реймс» завершает оперный сезон в театре Филармонико. Очередной летний фестиваль в Арене ди Верона на пороге: сердца бьются в ожидании!
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев