РБК изучил договор на постановку «Нуреева». В контракте указано, что балет должны были представить 11 июля 2017 года. Гендиректор Большого театра настаивает, что балет изначально готовился на сезон 2018/19

РБК изучил договор на постановку «Нуреева». В контракте указано, что балет должны были представить 11 июля 2017 года. Гендиректор Большого театра настаивает, что балет изначально готовился на сезон 2018/19

Владимир Урин (Фото: Александр Земляниченко / AP)

Первоначальные планы

Положения контракта о постановке балета «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова, премьера которого была отложена 8 июля, разошлись с информацией, которую в понедельник, 10 июля, представил на пресс-брифинге генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Согласно материалам на сайте госзакупок, которые изучил РБК, договор был заключен с Серебренниковым 8 августа 2016 года на сумму 3,5 млн руб. Из этой суммы режиссер получил около 1 млн руб. Срок на подготовку балета — с 27 июня 2016 года по 11 июля 2017 года, премьера должна была состояться 11 ию​ля 2017 года.

Урин назвал другие сроки. Он заявил, что постановка планировалась ​на сезон 2018/19 , но из-за сбоя в подготовке другого балета, «Анны Карениной» Джона Ноймайера, было принято решение срочно ставить «Нуреева». Из соглашения же следует, что театр обязуется к 1 февраля 2017 года установить план выпуска балета, обеспечить контроль над процессом подготовки и проведения репетиций и постановочным процессом. В пресс-службе Большого не объяснили расхождение в датах. Урин также не ответил на этот вопрос.

Режиссер к 8 ноября 2016 года должен был предоставить концепцию балета, присутствовать на всех пресс-конференциях, связанных с «Нуреевым», и согласовывать с театром все интервью или другие контакты со СМИ по этому вопросу. В договоре прописана и ответственность, если контракт будет расторгнут или обязательства по нему не будут выполнены. В случае отмены постановки из-за нарушения сроков сценических репетиций театр вправе требовать с режиссера сумму выплаченного вознаграждения, а также убытки, которые понесет учреждение. Если театр решит разорвать соглашение, то он должен возместить режиссеру ущерб и оплатить его работу. На брифинге Урин сообщил, что Большой не понесет убытков из-за отмены премьеры.

Решение об отмене

Постановка Серебренникова посвящена советскому артисту балета Рудольфу Нурееву, который в 1961 году попросил политическое убежище во время гастролей во Франции. После этого он встретил датского танцовщика Эрика Бруна. Они стали парой и поддерживали близкие отношения следующие 25 лет, до смерти датчанина. Над балетом помимо Серебренникова работали композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов. В 2015 году они поставили в Большом «Героя нашего времени». В спектакль вложены бюджетные деньги, личные средства президента — председателя правления банка ВТБ Андрея Костина, сообщили РБК в пресс-службе ВТБ. Кроме того, спонсорские €100 тыс. поступили от ювелирного бренда Van Cleef & Arpels, писал Forbes.

РБК изучил договор на постановку «Нуреева». В контракте указано, что балет должны были представить 11 июля 2017 года. Гендиректор Большого театра настаивает, что балет изначально готовился на сезон 2018/19

Рудольф Нуреев (Фото: Юрий Белинский / ТАСС)

Коллектив театра узнал об отмене премьеры «Нуреева» в субботу, 8 июля. Тогда Урин выступил перед коллективом и заявил, что показывать спектакль в том виде, в котором он находится сейчас, на сцене Большого театра нельзя. «Хочу сказать, что в этом виноваты в данном случае мы, руководство театра, потому что, честно говоря, мы немножко не рассчитали масштабы этого спектакля и время, которое на него уходило», — сказал гендиректор. 10 июля Урин уточнил, что решение принималось совместно с Серебренниковым и Посоховым. «По качеству балета — мы понимаем, что это плохо. Я не говорю сейчас о том, что сделал Кирилл Семенович. <…> Очень проблемно все, что касалось кордебалета. Седьмого числа мы смотрим прогон, находясь в абсолютно полном унынии. После вечернего прогона мы приглашаем Юру и Кирилла и начинаем разговор, что будем делать», — рассказал Урин.
Урин также заметил, что записанная версия прогона не так плоха, поскольку коллектив собрался, в зале были близкие люди и произошел «очень качественный рывок». «Артисты почувствовали и выдали результат, но не без проблем», — указал Урин. Премьера балета состоится в мае 2018 года, добавил он. РБК не удалось связаться с Серебренниковым, Демуцким и Посоховым. Демуцкий получил за сочинение музыки 3 млн руб. Посохов работает в штате Большого театра. Серебренников получил от театра также 250 тыс. руб. за либретто и 1,8 млн руб. на создание декораций, следует из данных госзакупок.

Личное распоряжение

Театр перенес премьеру по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского, отмечал ТАСС: в Минкультуры остались недовольны тем фактом, что некоторые актеры должны были исполнять свои роли без одежды, а декорацией стала фотография обнаженного Нуреева. Собеседник РБК, близкий к руководству ведомства, подтвердил, что решение о снятии балета принимал лично Мединский. По словам источника, в министерстве сочли, что постановка пропагандирует «нетрадиционные сексуальные ценности». Спектакль был полностью готов, что показал последний прогон, рассказал РБК высокопоставленный федеральный чиновник. «Отмена спектакля за три дня до премьеры — это скандал», — резюмировал собеседник.

Между Мединским и Уриным состоялся «долгий обстоятельный телефонный разговор», в котором обсуждался балет «Нуреев», рассказали РБК в пресс-службе Минкультуры. «Цензура и запреты — это не стиль работы нашего ведомства. Хотим еще раз подчеркнуть, что министерство не вмешивается в вопросы репертуарной политики подведомственных учреждений», — указали в ведомстве.

Позиция самого Урина разошлась с заявлением министерства. Гендиректор сказал РБК, что информация о переносе балета по личному распоряжению министра — это провокация. «Вдруг возник напряженно-политический контекст вокруг всего этого. Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка [от Мединского] не было, никаких указаний не давалось. Кто пускает такие провокации, мне трудно сказать», — подчеркнул Урин. Власть считает, что она может и должна регулировать искусство, решать, что можно, а что нельзя, замечает политолог Марат Гельман: «И периодически возникают прецеденты. Какие-то конкретные сюжетные линии — борются ли с Серебренниковым, борются ли с геями — не так уж и важны».

23 мая в театре «Гоголь-центр», которым руководит Серебренников, прошли обыски, связанные с делом о мошенничестве на 200 млн руб. По версии следствия, сотрудники принадлежащей режиссеру компании «Седьмая студия» получили госсубсидию на поддержку современного искусства, путем различных махинаций вывели ее и обналичили. Серебренников проходит по делу свидетелем.

РБК