К премьере фильма о Сергее Полунине

Сергей Полунин – танцовщик экстра-класса, которого неистово обожают одни и столь же яростно обвиняют в смертных грехах другие. Он – неоднозначная личность и культовая фигура в балете. Московская премьера документального фильма «Танцовщик» режиссёра Стивена Кантора, посвящённого судьбе и творчеству артиста, состоится 15 мая в кинотеатре «Пионер Cинема».

Фильм «Танцовщик»: исповедь сына века

фото с сайта balletinsider.com

Тщательно документированный, очень искренний биографический фильм рассчитан на самую широкую аудиторию. В нём Сергей Полунин показан таким, какой он есть, без прикрас, звёздности, эпатажа, что на экране так обожал Рудольф Нуреев. Динамичная картина последовательно и откровенно рассказывает о танцовщике: о становлении сложной личности и взрослении ранимой души, о роли семьи в жизни будущего артиста, о житейских трудностях и невзгодах, с которыми столкнулись родные и сам Серёжа, о глубоко личных психологических проблемах одарённого свыше человека. И о балете – прекрасном, но таком жестоком… В фильме нет банальных «страшилок» про кошмарные балетные интриги, шизофренического надрыва, как в картине «Чёрный лебедь», непрофессионализма, граничащего с заказной пошлостью, как в ленте «Большой». Зачем сгущать краски? Жизнь танцовщика и так сложна, порой трагична.

Ещё до появления фильма Дэвид Лашапель снял хореографический номер Take Me to Church, поставленный для Сергея Полунина. Видео появилось в интернете в 2015 году и сразу стало хитом (свыше двадцати миллионов просмотров!), а Полунин – идолом взрослых и молодёжи, образцом для подражания среди профессионалов. Чем же танцовщик так поразил людей, далёких от балета? Эмоциональностью, виртуозностью, музыкальностью, харизмой. Короткий экспрессивный номер лаконично рассказал о чутком, на редкость искреннем и открытом артисте. Идеально исполненный, этот пластический монолог насыщен скрытым драматизмом, взрывоопасной энергией, почти религиозным экстазом.

Сейчас номер кажется пророческим и символичным. Полунин, словно изящная птица, летает, мечется в замкнутом пространстве амбара на Гавайях (где проходит съёмка), хочет вырваться из него, мечтая о свободе и вольном полёте. Он то взмывает ввысь, то, ударяясь о стены, в отчаянии падает на землю. Хореографическая миниатюра кажется откровенным признанием танцовщика в любви-ненависти к балету, к той клетке, в которой он оказался в раннем детстве. Исполняя свой танцевальный монолог, Полунин был уверен, что выступает в последний раз, что навсегда бросает балет. И, по признанию артиста, плакал весь съёмочный день, сам не до конца понимая почему…

С этого номера, вернее, с медитативной позы Сергея Полунина начинается фильм «Танцовщик». Он – о жизни в позолоченной клетке, о желании стать лучшим в мире, об утраченных иллюзиях и идеалах. Быть таким искренним на экране, как Полунин, мало кому дано. Идеальный принц классических балетов предстал очень одиноким, обиженным на жизнь современным парнем, которому надоело постоянно оправдывать надежды взрослых, педагогов, поклонников. Его карьера – детский инфантильный бунт балетного анархиста против норм мира взрослых. Он сам хочет строить свою жизнь, нарушая запреты и не считаясь с мнением других.

В этой киноисповеди показан тяжёлый путь Серёжи Полунина от ДК в Херсоне, где он в детстве занимался спортивной гимнастикой и танцем, до мировых сцен. Короткие рассказы родных, школьных товарищей и друзей в фильме динамично чередуются с кадрами любительской семейной кинохроники (которая велась не один год),  с документальными съёмками репетиций, с показом закулисной жизни в разных театрах, где выступал Сергей Полунин. В абсолютной достоверности материала – огромная ценность картины. В ней нет художественного вымысла, балетной слащавости.

Увиденное в фильме впечатляет, вызывает глубокое сострадание к судьбе одарённого мальчишки из простой советской семьи. По желанию мамы весёлый малыш с детства занимался танцем, не понимая, что балет – это самодисциплина и адский труд. Жертвуя многим, родные и, прежде всего, мама Галина, сделали всё, чтобы сын учился в Киеве, а потом и в школе английского Королевского балета. Фонд Нуреева оплатил его обучение. В силу материальных и визовых проблем, парнишка остался совсем один в чужой стране, каждый день решая серьёзные недетские проблемы.

В балет мальчики часто попадают по воле родителей и вынуждены оправдывать затраты и возложенные на них большие надежды. Лишённые детства, отрочества, юности с их шалостями и радостями, они, словно проклятые, каждый день работают с утра до ночи. В классе у станка, потом в репетиционном зале и на сцене. В любом возрасте остаются покорными учениками, не имеющими право на ошибку.

Одинокий Полунин трудился сверх меры, сам отрабатывая технику и сложные трюки. У него была цель – стать лучшим в мире. Таким, как Нуреев и Барышников, танец которых он тщательно изучал по записям…

По окончании школы Серёжу взяли в кордебалет Королевского театра, хотя он понимал, что танцует лучше многих. На втором году он уже был солистом, отлично станцевал Золотого божка в «Баядерке». Золотой божок, словно талисман, помог начинающему артисту. В девятнадцать лет Сергей Полунин стал самым молодым премьером английского балета за всю его историю. Его обожала публика, ему завидовали старшие коллеги, а поклонники называли «вторым Нуреевым».

«Вторым Нуреевым» Полунин не стал, неожиданно проделав путь, противоположный побегу первого советского невозвращенца из СССР.

Внешне всё казалось таким благополучным и благопристойным. Танцовщик хотел быть лучшим – и стал им. Цель была достигнута. А дальше что? Трудно без сильной мотивации каждый день катить в гору сизифов камень, прилежно занимаясь у балетного станка, летая над сценой и подыхая от усталости после спектакля в артистической раздевалке. На кой чёрт такая жизнь, когда вокруг столько возможностей и соблазнов?!

Недоразумение с партнёршей на репетиции стало последней каплей, переполнившей чашу терпения молодого премьера в ситуации тоталитарной несвободы, царившей в Королевском балете. В 2012 году в одночасье и со скандалом Полунин покинул королевскую труппу. Он хотел вообще бросить балет, сорвался, начал баловаться наркотиками, мечтал, подобно миллионам молодых, о кинокарьере в Голливуде. Всё тело покрыл татуировками, словно доказывая, какой он крутой. Многие его осуждали – мальчик с жиру бесится! Но это было не так. Его убивали бесправность и несвобода, царившие в английской труппе. Подобно Нурееву и Барышникову, он мечтал гастролировать по всему миру, участвовать в разных телешоу, сниматься в кино. Быть всеми узнаваемой, обожаемой, хорошо оплачиваемой звездой. Контракт со стационарной репертуарной королевской балетной труппой Ковент-Гардена всего этого не допускал. В середине сезона Полунин бросил театр, ушёл в никуда, полный великих идей и абстрактных планов.

Этот уникальный премьер был далеко не первым бунтарём. Он имел великую предшественницу в лице суперзвезды – французской балерины Сильви Гиллем. В начале 1990-х парижская этуаль Гиллем также со скандалом ушла из Парижской Оперы, откровенно заявив, что хочет быть свободной и сама решать, что, когда и где танцевать. В дальнейшем она всегда оставалась приглашённой звездой с устраивающими её контрактами, включая английский Королевский балет, штатной артисткой которого она, как и Рудольф Нуреев, никогда не была.

Вырвавшись на свободу, Полунин оказался в профессиональном вакууме. Дурная слава ненадёжного скандалиста закрыла перед ним двери ABT (Американского балетного театра). Полунина знали в России по выступлениям на гала-концерте фестиваля Open Dance, где он, музыкально щеголяя сложнейшими техническими трюками, не уступал в виртуозности опытнейшему английскому премьеру Стивену Макрею. Молодого уникального танцовщика не взяли ни в Большой, ни в Мариинский, которым очень был нужен звёздный премьер.

Пригласить Полунина дальновидно рискнул только расчётливый Игорь Зеленский – руководитель балета театра Станиславского, второй труппы Москвы. Он понимал: такими сокровищами, как Полунин, не пренебрегают! Выиграли оба: Сергей получил и желанную свободу, и руководителя – почти что отца, а Зеленский – фантастического премьера, невероятно повысившего рейтинг театра и его самого, как руководителя. Простая публика сходу полюбила нового солиста и рвалась на его спектакли, а поклонники называли его «сокровищем» и ревностно следили за каждым шагом новой звезды.

Зеленский ценил его талант, понимал человеческие проблемы, поддерживал и ограждал. Предоставил карт-бланш: танцуй что хочешь! Сквозь пальцы смотрел на выходки подопечного. То не хочет репетировать, то работает по ночам, то партнёршу обидит, то чудит и исчезает, чтобы сняться в рекламе или клипе. Преднамеренного эпатажа в его поступках не было – Сергей просто ещё не понимал, чего же он хочет. Он поступал так, как считал нужным, часто безответственно, по-детски эгоистично. Мог прийти за десять минут до начала спектакля в Большом, который транслируют на мировые экраны. А что случилось? Ничего особенно! Я ведь пришёл и уже готов к спектаклю!

Был ли счастлив Сергей Полунин? И да, и нет. Превосходно, но, порой, словно с одолжением, он выступал в парадной классике, феноменально исполняя сольные вариации и сложнейшие коды. С удовольствием танцевал шаловливого Франца в зажигательной, чуть хулиганской «Коппелии» француза Ролана Пети. И отказался от очень идущей ему партии романтика Джеймса в «Сильфиде» Пьера Лакотта и от партии Кавалера де Грие в балете «Манон», который специально для него решил поставить Игорь Зеленский…

Увлёк его мрачный, трагичный «Майерлинг» английского хореографа Кеннета Макмиллана, поставленный в «Стасике» с расчётом на Полунина. В этой психофизиологической балетной драме Полунин предстал несчастным, душевно загубленным кронпринцем Рудольфом. Это была его роль – роль человека на грани перверсий, болезни, отчаянного одиночества, жаждущего любви и человеческого тепла, живущего под девизом «Чем хуже, тем лучше». И только самоубийство освобождает Рудольфа от ужасов жизни…

Опасная роль! Но она дала Полунину возможность освободиться от комплексов, выплеснуть в танце наболевшее. Показала его серьёзным, очень глубоким, тонким и нервным артистом, интуитивно постигающим страшные бездны подсознания. Роль, достойная не только «Золотой маски» (которую он так и не получил), но и международного признания. К сожалению, в фильме её обошли стороной, многократно показывая Спартака из Новосибирска.

Говорят, Сергей равнодушен к партнёршам. Но всё зависит от того, с кем он танцует. Свидетельство тому – киноверсия балета «Маргарита и Армана» хореографа Фредерика Аштона, в которой Полунин выступает в паре с Тамарой Рохо. Какое нежное отношение к партнёрше, сколько эмоций, переживаний, душевного тепла! Красивым был его дуэт со Светланой Захаровой. А после начала совместных вступлений Полунина с Натальей Осиповой в Милане и в Москве, где они танцевали «Жизель», многое изменилось и в творческой судьбе, и в жизни Сергея. На его руке появилась новая татуировка – её имя, «НАТАША»…

Осипова и Полунин – полюсы во всём, две яркие личности, которым плохо порознь и нелегко вместе. Станут ли они новой звёздной парой, как Максимова и Васильев или Фонтейн и Нуреев? Вернётся ли Полунин в Ковент-Гарден, примой которого является Осипова? Время покажет. Пока что он неожиданно для всех отказался от совместных выступлений в балете Аштона «Маргарита и Арман». Шаг опрометчивый и недальновидный.

Но этот сюжет, естественно, отсутствует в кинофильме «Танцовщик», который был снят несколько лет назад.  Фильм рассказывает о прошлом, о том, каким был Сергей Полунин – бунтарём-одиночкой, полным нежности, человечности, жажды любви.. Сейчас, думаю, в его жизни началась другая серия.

Полунин много танцует – на разных сценах и разные партии, не всегда успевая их основательно проработать. Живёт стремительно, словно боясь что-то не успеть. Рекламные сессии самых известных брендов в области высокой моды чередуются со съёмками в голливудских фильмах («Убийство в Восточном экспрессе» по Агате Кристи). Полунин занимается своими проектами – танцевальными (танцует и ставит что хочет) и благотворительными («Хочу помочь артистам освободиться от гнёта театров!»). Не так важно, что проекты не во всём блистательны и удачны. Зато они – его! Он сам их задумал и осуществил! И дальше, он уверен, будет ещё лучше.

Зная его современные, не во всём удачные танцпроекты, хочется верить, что найдётся хореограф, способный не только себя прославить, но и достойно показать этого удивительно артиста. Полунин интересен в каждой позе, жесте, движении. На сцене он не играет «по Станиславскому», а проживает настоящие чувства – зал сразу включается, ведь зрителя не обманешь. Публика чувствует, где правда, а где игра.

Впереди у Сергея съёмки в фильме, посвящённом Рудольфу Нурееву, где он должен сыграть ленинградского танцовщика Юрия Соловьёва, явно недооценённого соперника главного героя. Соловьёв покончил с собой. Почему так поступил светлый танцовщик, за сценические полёты прозванный «комическим Юрой», до сих пор неизвестно. А вдруг тонкий, интуитивный Полунин на экране поможет разгадать эту тайну?

Полунин взрослеет, переоценивает ценности. По его признанию, он начинает понимать, что такое ответственность в жизни и в профессии. Перестаёт быть большим сверходарённым ребёнком, которому всё прощается…

Фильм «Танцовщик» впечатляет, бередит душу. Завораживает сам танец Полунина. Многие зрители впервые начинают понимать, каких нечеловеческих усилий от танцовщика требует прекрасный балет. На Западе сидевший в зале мальчик после просмотра закричал: «Только не бросай танец!» Повзрослевший Серёжа, надеюсь, его не бросит. Он начал понимать: его долг танцевать, если Бог дал ему такой талант. Кому много дано, с того и спросится!

Фильм снят, а жизнь продолжается… Сейчас Сергею Полунину двадцать семь лет. Важный рубеж в жизни и в выборе дальнейшего пути. От человека зависит, пойдёт ли он белой или чёрной дорогой. Идти «дорогой ангела» труднее, чем поддаться роковым соблазнам. Но Полунин, кажется, всё больше открывается свету. Как в восточных религиях, он начинает понимать, что танец позволяет постичь божественный мир. В танце Сергея есть божья искра. Он возвышает и очищает, заставляет сопереживать.

У каждого из нас свой «танец жизни». У Сергея Полунина тоже…

 

Все права защищены. Копирование запрещено