В ноябре 2018 г. Центр оперного пения имени Галины Вишневской совместно с Фондом Ростроповича представил российскую премьеру оперы Джузеппе Верди «Иерусалим»… Но разве Верди написал такую оперу? Список сочинений великого итальянского композитор, содержащий двадцать шесть опер, известен каждому любителю академической музыки – и никакого «Иерусалима» там нет! Зато есть другая опера – «Ломбардцы в первом крестовом походе». Сегодня она не столь популярна, как «Травиата» или «Аида», но в 1843 г., впервые представленная на сцене миланского театра Ла Скала, вызывала горячий восторг публики, объяснявшийся не только музыкальными достоинствами произведения, но и пафосом борьбы за правое дело, столь близким и понятным итальянцам того времени.
Благодаря этому второму (после «Набукко») крупному успеху слава Верди перешагнула пределы родной страны – его творчеством заинтересовались во Франции. О постановке оперы Верди в Париже удалось договориться не сразу, но в 1847 г. договоренность относительно «Ломбардцев» была достигнута. Правда, французская публика желала видеть на оперной сцене нечто близкое для себя, поэтому в произведение пришлось внести изменения: Верди наделил свое творение чертами французской большой оперы (в частности, была добавлена балетная музыка, «удельный вес» монументальных хоровых сцен в сравнении с лирическими эпизодами возрос, оркестровка стала более пышной), а либреттисты Густав Ваэза и Альфонс Руайе не только перевели итальянское либретто на французский язык, но и превратили ломбардцев в тулузцев и изменили имена действующих лиц и некоторые детали сюжета, а интрига стала менее сложной. В таком виде опера получила заглавие «Иерусалим» и была впервые представлена в ноябре 1847 г. в Париже, в Королевской Академии Музыки. По прошествии трех лет «Иерусалим» – с переведенным на итальянский язык либретто – был поставлен в Милане, но не мог конкурировать с «Ломбардцами» – первоначальной редакцией, полюбившейся итальянской публике.
И вот теперь с оперой познакомилась российская публика. Для постановки был собран прекрасный исполнительский состав. Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского великолепно воплотил красочную партитуру Верди, чему в немалой степени способствовал горячий темперамент израильского дирижера Даниэля Орена (его харизма оказывала воздействие не только на оркестрантов, но и на публику). Капелле им. А.Юрлова оказалась по плечу вся мощь грандиозных вердиевских хоров, которых в опере немало. Но основное внимание публики было направлено, конечно же, на исполнителей центральных партий.
Роль Елены – единственная в «Иерусалиме» большая женская партия – была исполнена итальянской певицей Даниэлой Скилаччи, очаровывающей слушателей подвижностью голоса и естественностью интонаций. В отдельных моментах голос ее приобретал резкость, но это не особенно портило впечатление – в целом мощь голоса певицы соответствовала силе духа героини. На фоне Даниэлы Скиллачи чуть бледнее выглядел исполнитель роли Гастона – бельгийский певец-тенор Марк Лао, впрочем, в его исполнении было немало удачных моментов, подаривших публике истинное наслаждение (особое впечатление производили кантиленные эпизоды, а также сила верхнего регистра). Партию графа Тулузского исполнил самый молодой из солистов, участвующих в спектакле – испанец Пабло Гальвес Эрнандес, который был вполне достоин своих более опытных партнеров. Во второстепенных ролях выступили российские исполнители.
Но главным действующим лицом в этой опере выглядел не благородный герой-тенор Гастон, а его антагонист Руджеро – и вряд ли даже сам Верди мог бы сказать, что это не соответствует его композиторскому замыслу! Отрицательные герои в операх великого итальянца зачастую оказываются не менее, а иногда и более притягательными, чем положительные, а Руджеро – персонаж, идущий от злодейства к раскаянию и искупающий страшный грех братоубийства героической гибелью – вызывал искреннее сочувствие у публики. Воплотил этот сложный и интересный образ итальянский певец Микеле Ретузи. Уже первая ария Руджеро в его исполнении вызывала бурные аплодисменты, и накал страстей не ослабевал до самой последней сцены, в котором с мощным голосом певца, казалось, не мог соперничать даже хор.
В постановке было немало интересных находок. Например, исполнители главных ролей размещались на сцене, а второстепенных – на портиках, благодаря чему возникали необычные акустические эффекты. В атмосферу действия вводили пейзажи Святой земли и старинные гравюры, проецируемые на задник.
В последние годы исполнители нередко радуют российскую публику оперными премьерами, но чаще всего идет речь о шедеврах эпохи барокко, и на этом фоне российская премьера оперы Верди выглядит особенно значительным событием.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев