(1905-1988)
Граф Джачинто Шельси ди Айала Вальва – так звучит полное имя одного из самых загадочных композиторов ХХ столетия. Впрочем, сам он никогда не считал себя композитором – в своих собственных глазах он был «проводником», воплощавшим в звуках определенные идеи… Но что это были за идеи и каким образом пришел к ним Джачинто Шельси?
Отпрыск древнего дворянского рода, Шельси вырос и провел детство в родовом замке, расположенном неподалеку от Неаполя. Он получил воспитание и образование, подобающие юному аристократу. Он знал латынь, прекрасно играл в шахматы, обучался фехтованию – и музыка тоже входила в перечень благородных занятий. Разумеется, речь не шла о профессиональном музыкальном образовании, но Джачинто с юношеских лет полюбил фортепиано и с удовольствием импровизировал на этом инструменте.
В молодости он встречался с Отторино Респиги, обучался у Вальтера Кляйна – ученика Арнольда Шёнберга, а в Женеве под руководством Эгона Кёлера изучал творчество Александра Николаевича Скрябина. За свой счет он организовывал концерты, на которых исполнялись сочинения Пауля Хиндемита, Сергея Сергеевича Прокофьева, Игоря Федоровича Стравинского и других композиторов, мало известных итальянской публике. В своем собственном творчестве Шельси ориентировался на додекафонию, став первым композитором-итальянцем, применившим эту технику. Но сочинение музыки было не единственной областью его творчества, а духовное становление не ограничивалось музыкальными занятиями. Шельси был не только композитором, но и поэтом, причем писать стихи он предпочитал не на родном языке, а на французском. Он издал три сборника стихотворений, написанных в сюрреалистической манере – «Вес нетто», «Сумеречный архипелаг», «Острота сознания». Путешествуя по Индии и Тибету, он увлекся восточной философией – даже к личной подписи он всегда добавлял символ дзен и регулярно предавался медитации.
С началом Второй мировой войны Шельси покинул Италию и отправился в более безопасную Швейцарию, где написал два эссе, посвященные музыкальной эстетике – это были его первые работы такого рода, оставшиеся единственными.
Переломный момент в жизненном и творческом пути композитора наступил в конце 1940-х гг. Непосредственным толчком стал разрыв с супругой, но, судя по последующему развитию событий, это была лишь «верхушка айсберга». В состоянии тяжелого нервного расстройства Шельси был помещен в закрытую клинику, где провел год, но выздоровление растянулось на несколько лет. В это время композитор, по его словам «забыл все, что знал о музыке», начав творчество с чистого листа. Восстанавливая душевное равновесие, он самостоятельно пришел к интересному методу психотерапии: раз за разом извлекая на фортепиано один и тот же звук, он прислушивался к мельчайшим оттенкам звучания. Его музыкальные мысли приняли теперь принципиально иное направление – даже из собственных произведений, написанных ранее, он признавал теперь очень немногое (в частности, Квартет № 1). Шельси поселился в Риме рядом с форумом – он считал, что именно там проходит граница Востока и Запада. Он отошёл от господствующих направлений современной ему музыки – но не воспротивился им, а пошёл своим путем. То, что возникало теперь в его уме, Шельси считает первозданной музыкой в самой древней ее форме.
Создание такой музыки требовало полного ухода в себя, что как нельзя лучше согласовывалось со столь близкой ему восточной философией. И Шельси действительно уходил в себя – даже исполнение своих сочинений он воспринимал крайне болезненно. На репетициях он предпочитал слушать через стенку и даже на концертах не всегда присутствовал в зале, приходя только для поклонов. О Шельси нельзя сказать, что он писал музыку в привычном понимании – он импровизировал в процессе медитаций, записывая свои импровизации на пленку, а специально нанятые помощники затем расшифровывали и записывали их нотами (некоторые из этих людей даже пытались заявить претензии на авторство после смерти Шельси).
Главным объектом творческих поисков композитора стал звук как таковой, в котором Шельси наряду с высотой и длительностью усматривал третье «измерение», которое, по его мнению, «существует, но избегает нас». В поисках этого загадочного измерения он сосредотачивал внимание на одной-двух нотах, расцвечивая их в тембровом и динамическом плане. Уходя в сферу микротональности, он отдавал предпочтение духовым, струнным и человеческому голосу. Творческий метод Шельси приводит к появлению таких произведений, как «Четыре пьесы, каждая из одной ноты», три квартета. Некоторые произведения непосредственно связаны с индуизмом («Три танца Шивы», «Четыре иллюстрации метаморфоз Вишну»).
Творческое наследие Шельси весьма внушительно – он создал более полутора сотен произведений, но их систематическая публикация началась только в последние годы жизни композитора.
Уход композитора из жизни выглядит не менее загадочным, чем его творчество: накануне кончины – восьмого августа (восьмого месяца) 1988 г. – он, словно предчувствуя свою смерть, прекратил всякие контакты с внешним миром.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев