ШостаковичЮность Дмитрия Шостаковича не была легкой, ведь пришлась она на непростую эпоху – поистине, в годы гражданской войны и разрухи он обучался в Петроградской консерватории не благодаря чему-то, а вопреки всему. В 1922 г., когда композитору было всего шестнадцать лет, ушел из жизни его отец Дмитрий Болеславович Шостакович. Память отца Дмитрий Дмитриевич почтил созданием Сюиты для двух фортепиано, посвященной ему.

Обстоятельства создания Сюиты для двух фортепиано фа-диез минор определили ее образный строй – произведение проникнуто скорбной патетикой. В ее величественном звучании есть нечто от органных сочинений Иоганна Себастьяна Баха, перекликается она и с творениями русского композитора, который Баха очень ценил – Сергея Ивановича Танеева. Подобное сходство не покажется удивительным, если мы вспомним, что в Петроградской консерватории наставником Дмитрия Дмитриевича был Леонид Владимирович Николаев – ученик Танеева. Шостакович жалел, что обучался у него только фортепианной игре, а не композиции – по словам Дмитрия Дмитриевича, Леонид Владимирович дал ему немало ценных советов относительно сочинения музыки. Примечательно, что Николаев очень любил музыку для двух фортепиано – он нередко давал подобные произведения ученикам для разучивания, сам сделал переложение балета «Раймонда» для такого состава, а также написал сюиту. Вероятно, обращение юного Шостаковича к жанру сюиты для двух фортепиано произошло не без влияния учителя, который одобрил его сочинение.

Наряду с Бахом и Танеевым в Сюите для двух фортепиано ощущается влияние Модеста Петровича Мусоргского и Сергея Васильевича Рахманинова, а некоторые музыковеды усматривают в этом сочинении даже влияние Клода Дебюсси. Вместе с тем, в нем уже чувствуется индивидуальный композиторский «почерк», проявляются черты, которые будут характерны для стиля Шостаковича в зрелый период.

Сюита состоит из четырех частей – Прелюда, Фантастического танца, Ноктюрна и Финала. Скорбным крайним частям противопоставляются скерциозная вторая часть и драматическая средняя. При всей образной разноплановости частей цикл поражает единством и цельностью благодаря тематическим связям между частями, и это сближает Сюиту с сонатным циклом. Впервые в творчестве Шостаковича на первый план выступает тематическая работа, осуществляемая вариационно-разработочными методами, а также приемы контрапунктической техники.

Открывающий Сюиту скорбный Прелюд пронизан интонациями колокольного звона, предстающими в разнообразии регистровых «красок». Образы причудливого гротеска возникают во второй части – Фантастическом танце (примечательно, что до создания Сюиты Шостакович написал фортепианный цикл «Три фантастических танца», а по образному строю вторая часть перекликается и с другим более ранним его сочинением – оркестровым Скерцо). Часть третья – Ноктюрн – примечательна динамичностью своего музыкального развития. Спокойное, мечтательное настроение пронизывает тему Ноктюрна, но в дальнейшем развитии происходит постепенная драматизация темы, которая медленно, но неуклонно ведет к исполненной отчаяния кульминации, предстающей в нюансе ff. Краткий эпизод напоминает каденцию, и вновь возвращается лирическая кантилена, мелодия постепенно растворяется, уходя в «небесную высь» высокого регистра. Финал Сюиты, идущий в быстром темпе Allegro molto, подводит итог музыкальному развитию, концентрируя в себе образы и интонации предшествующих частей – здесь мы вновь услышим и «колокольные звоны», знакомые нам по первой части, и скерциозность второй, и отголоски лирики Ноктюрна. Финал становится логичным завершением цикла, создающим впечатление особой цельности.

Первыми исполнителями Сюиты для двух фортепиано стали сам Дмитрий Дмитриевич и его сестра, в 1922 г. исполнившие ее в домашнем концерте (впоследствии композитор, вспоминая об этом исполнении, называл его «весьма трогательным»). По прошествии трех лет состоялась публичная премьера в Малом зале Московской консерватории – Шостакович исполнил Сюиту в дуэте с пианистом Львом Николаевичем Обориным.

Впоследствии Шостакович нечасто создавал произведения для подобного состава, а фа-диез-минорую Сюиту нельзя причислить к наиболее часто исполняемым его произведениям, но написание этого сочинения в 1922 г. стало для Дмитрия Дмитриевича важным шагом на творческом пути – это было одно из первых его крупных произведений, после его завершения Сюиты композитор приступил к работе над своей Первой симфонией. Сюита предвосхищает многие черты последующих сочинений композитора – еще не раз будут возникать в его произведениях образы скорбной патетики и острого гротеска, а тяготение к наследию Баха и Танеева получит продолжение в создании прелюдий и фуг.

Все права защищены. Копирование запрещено