Струнный квартет № 14 до-диез минор, завершенный в 1826 г., Людвиг ван Бетховен посвятил фельдмаршалу барону Йозефу фон Штуттерхейму. Основания для благодарности по отношению к этому человеку у композитора были, и весьма серьезные. Девятнадцатилетний Карл ван Бетховен – племянник композитора, которого тот воспитывал с девятилетнего возраста – попытался покончить с собой. По законам того времени самоубийство считалось преступлением, и человек, выживший после суицидальной попытки, представал перед судом. Избавить от ответственности могло только поступление на военную службу, и барон фон Штуттерхейм спас Карла, устроив юношу в свой полк. Поступок племянника потряс композитора до глубины души, тем более, что это было не единственное обстоятельство, омрачавшее последние годы жизни Бетховена: здоровье композитора катастрофически ухудшалось, судя по записям в разговорных тетрадях того времени, он часто страдал от болей в спине и конечностях, ему становилось трудно ходить.
Между тем окружающие не замечали у него признаков подавленного состояния. По свидетельству современников, Бетховен вовсе не казался нелюдимым, подавленным или мрачным: «Он был исключительно весел, разражался хохотом в ответ на шутки… от него веет необычайной жизнеспособностью». Как всегда, мысли композитора были заняты многочисленными творческими планами. Композитор задумывался об оратории, о Десятой симфонии, о музыке к трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» – но ни один из этих планов так и не был осуществлен, настолько увлекла Бетховена в этот период работа в квартетном жанре. Однажды во время прогулки в ответ на хвалебное высказывание скрипача Гольца о Тринадцатом квартете композитор пообещал показать в скором времени «новый способ ведения голосов» и заявил: «Искусство требует, чтобы мы не стояли на месте… а что касается выдумки, то… ее хватает больше, чем когда-либо».
Четырнадцатый квартет являет собою блестящее подтверждение того, что способность к «выдумке» проявлялась у композитора блестяще. Среди всех бетховенских квартетов это произведение оказалось истинным «рекордсменом» по количеству частей. В Тринадцатом квартете он уже отказался от привычного четырехчастного цикла, сделав его шестичастным, но в Квартете № 14 – семь частей, причем каждая из них довольно велика по протяженности. Необычное количество частей не создает впечатления мозаичности – напротив, они воспринимаются как «звенья в единой цепи» драматургического развития.
Первая часть – Adagio ma non troppo e molto espressivo – удивляет не только медленным темпом (что не вполне обычно для первых частей квартетов), но и формой. Вместо традиционной для первых частей сонатной формы композитор использует фугу. Она перекликается с пятиголосной фугой до-диез минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. В основе ее лежит тема, исполненная скорби, эта медленная фуга напоминает траурное шествие.
Сонатная форма появляется лишь в следующей части, второй – Allegro molto vivace. После печальной первой части она выглядит просветленной. Контраст между партиями здесь выражен слабо, почти сведен на нет, выражаясь прежде всего в тональном соотношении. Разработка насыщена жесткими созвучиями.
Начало части третьей – Allegro moderato – Adagio – возвещается мощными аккордами. Она уступает двум предыдущим частям по масштабу, но не по глубине содержания. Здесь и пассажи, и каденции, и иные технические сложности, но все это одухотворено – нет «техники ради техники».
Часть четвертая – Andante ma non troppo e molto cantabile – представляет собою вариации на оригинальную тему. Изложение ее разворачивается на тридцать два такта. Эта часть отличается удивительной нежностью и чистотой музыкального образа. Свободное развитие темы в семи вариациях производит впечатление импровизационности – музыка «льется единым потоком», хотя эмоциональный настрой ее постоянно меняется, раскрывая целую гамму чувств.
Часть пятая – Presto – по форме и по функции в цикле является скерцо. Она пронизана стремительностью танцевальной стихии и юмором. Для воплощения юмористического начала Бетховен использует интересные колористические приемы – например, игру у подставки (он одним из первых применил такой эффект в струнном квартете), а также смены динамики и темпа.
Часть шестая – Adagio quasi un poco andante – контрастирует скерцо своей печалью и проникновенностью. Скорбную тему «запевает» альт, в процессе развития она звучит все более настойчиво, достигая истинного «крика души».
В седьмой части – Allegro – за гневными мотивами следует стремительная маршеобразная партия, но в нее вторгаются жалобные мотивы, перекликающиеся с темой фуги из первой части. В развитии тем воплощен образ непримиримой борьбы, столь часто возникающий в бетховенских творениях.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев