Квартет № 13Работать над Струнным квартетом № 13 си-бемоль мажор Людвиг ван Бетховен начал в 1825 г. Одновременно с ним создавался еще один квартет – ля минор, и в марте того года композитор высказывает в одном из своих писем намерение завершить их одновременно. Все же ля-минорный квартет был закончен им раньше, но издан позже, поэтому он стал Пятнадцатым квартетом, а си-бемоль мажорный – Тринадцатым. Как и предыдущее произведение в этом жанре, Квартет си-бемоль мажор посвящен русскому князю Николаю Голицыну.

Жизненная ситуация, в которой рождался этот квартет, была весьма противоречива. С одной стороны, Бетховен, выздоровевший незадолго до этого от серьезной болезни, испытывал мощный прилив сил – и душевных, и физических, и творческих. Он устраивал веселые пирушки, заставлял гостей принимать участие в своих прогулках по горам – даже, если они не хотели этого – и, конечно, со страстью предавался своему любимому делу, сочинению музыки: «Бетховен был весь захвачен своей внутренней музыкой… он с жадностью предавался ей, не имея иных соображений, кроме собственного удовольствия», – так характеризует Ромен Роллан душевное состояние композитора в это время. Но назвать 1825 г. абсолютно безоблачным и счастливым временем для Бетховена было бы ошибкой. Источником многочисленных огорчений стало для него поведение племянника Карла, чьим опекуном композитор стал после смерти брата. Неудивительно, что в творениях того времени, включая и Тринадцатый квартет, отразилась целая гамма противоречивых чувств.

Квартет № 13 особенно примечателен отступлением от четырехчастного цикла, к которому Бетховен прежде обращался во всех своих предыдущих струнных квартетах – однако, начиная с Тринадцатого квартета, он этого делать не станет вплоть до последнего своего творения в этом жанре: Тринадцатый квартет состоит из шести частей, написанный одновременно с ним Пятнадцатый – из пяти, Четырнадцатый – из семи, и только Шестнадцатый будет четырехчастным. Первоначально Квартет № 13 завершался грандиозной фугой, но позднее издатель посоветовал Бетховену изменить финал. Композитор так и поступил – он и сам чувствовал, что фуга слишком масштабна и самодостаточна, чтобы быть частью цикла. Так в квартете появился другой финал, а первоначальный вариант известен как Большая фуга и исполняется как самостоятельное произведение как в квартетном варианте, так и в авторском переложении для фортепианного дуэта.

Часть первая – Adagio ma non troppo – Allegro – открывается сосредоточенным, глубокомысленным вступлением (примечательно, что в это время композитор задумывался о создании музыки к «Фаусту» Иоганна Вольфганга Гёте). Это настроение сметается первой темой Allegro с ее вихрем шестнадцатых. Материал вступления ненадолго возвращается в экспозиции и перед началом разработки, которая имеет оттенок импровизационности благодаря внезапным сменам быстрых и медленных темпов. В репризе в основном воспроизводится строение экспозиции, но темы гармонизованы более полнозвучно.

Часть вторая – Presto – являет собою скерцо, в котором в полной мере отразилось увлечение Бетховена народной музыкой, не раз становившейся для него источником вдохновения. В частности, благодаря дружбе с Марией Эрдёди и с сестрами Брунсвик он имел возможность познакомиться с хорватской и венгерской музыкой, отголоски обеих музыкальных традиций звучат в этом скерцо, напоминающем народный танец. Примечательна тональность си-бемоль минор, которая прежде ни в одном струнном квартете не использовалась.

Часть третья – Andante con moto, ma non troppo – далась Бетховену нелегко, он несколько раз перерабатывал тему. В образном строе части сплетаются лирика и юмор: за скорбными «вздохами» неожиданно следует веселый мотив с четким ритмом, сменяющийся кантиленной мелодией… Хотя третья часть исполнена лирических чувств, композитор требует исполнять ее poco scherzoso (эта авторская ремарка казалась столь необычной, что не все издатели решились поместить ее в нотах).

Атмосфера веселого народного танца вновь воцаряется в части четвертой – Alla danza tedesca. Allegro assai. Тема кажется предельно простой, как и подобает народному танцу, но ее развитие отличается изысканностью. В трио переклички инструментов вносят юмористический оттенок.

Пятая часть – Cavatina. Adagio molto espressivo – поражает глубиной и страстностью чувств. Кантиленная мелодия широкого дыхания кажется «бесконечной» благодаря тому, что цезуры в партии скрипки «заполняются» мелодическим движением у других инструментов. По признанию композитора, известного со слов скрипача Карла Гольца, он сочинил эту часть «в слезах и печали». Эту страницу своего квартетного творчества Бетховен особенно ценил.

Финал – Allegro – сочетает черты сонатной формы и рондо: за экспозицией следует разработка с эпизодом, далее – реприза, вновь разработка с эпизодом, новая (сокращенная) реприза и кода. Финал исполнен юмора и в некоторых моментах напоминает творения Гайдна.

 

Все права защищены. Копирование запрещено