Игра – явление, которое сопровождает человечество с древнейших времен. Играют люди разного возраста, но если детские игры милы и естественны, то игры взрослых зачастую вызывают ужас. Эта мрачная тема не раз была отражена в опере: «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского, «Игрок» Сергея Сергеевича Прокофьева – герои этих произведений обрекают себя на духовную или даже физическую гибель, позволив игре завладеть своей душой. В данном случае речь идет об азартных карточных играх, порочность которых не вызывала сомнений никогда, но ведь существует совсем другая игра – интеллектуальная, сочетающая черты искусства, науки и спорта, по ней устраиваются международные соревнования, чемпионов окружают всеобщим почтением… Конечно же, речь идет о шахматах. Но так ли все безупречно в шахматах? Разве вам не видится нечто противоестественное или даже зловещее в том, что всего лишь движение той или иной деревянной фигурки может вознести человека на вершину славы или наоборот – низвергнуть? Такие мысли занимают героя «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга, которую российский композитор Александр Владимирович Чайковский взял за основу оперы «Король шахмат». Стоит ли всю силу человеческого разума тратить на такое нелепое занятие – попытку «загнать в угол деревянной доски деревянного короля»? Однозначного ответа на этот вопрос не дает ни новелла Цвейга, ни опера Чайковского – но оба произведения заставляют задуматься.
«Шахматная новелла», над которой Стефан Цвейг работал в Бразилии, стала одним из последних творений знаменитого австрийского писателя. Ее действие разворачивается на палубе большого парохода, следующего из Нью-Йорка в Буэнос-Айрес. Среди пассажиров – Мирко Чентович, чемпион мира по шахматам. Наделенный блестящим талантом шахматиста, во всем остальном это недалекий и невежественный человек, едва умевший читать и считать на пальцах в четырнадцатилетнем возрасте, что не помешало ему к двадцати годам достичь чемпионского титула – и чувствовать свое превосходство над более образованными людьми. Заносчивость и жадность шахматиста раздражают его спутников и вызывают желание посрамить его в том единственном, в чем он их превосходит – в шахматах. Коллективные усилия любителей остаются бессильными перед гением чемпиона – и только один из них, назвавшийся доктором Б., смог составить Чентовичу достойную конкуренцию. Тем не менее, блестяще умея играть в шахматы, он не испытывает никакого удовольствия от этого занятия – слишком уж страшны обстоятельства, при которых доктор освоил это искусство: вскоре после прихода Гитлера к власти нацисты подвергли его пытке изоляцией, и только книга с описанием шахматных партий, случайно попавшая к нему в руки, спасла его от потери рассудка. Именно этот герой и ставит под сомнение благородную сущность уважаемой и превозносимой всеми интеллектуальной игры.
Выбор «Шахматной новеллы» Цвейга в качестве литературной основы для оперы не случаен, Александр Чайковский сам прекрасно играет в шахматы и очень любит эту игру, он лично знаком с Анатолием Евгеньевичем Карповым. Примечательно, что часть спортивной биографии этого знаменитого отечественного шахматиста, когда-то носившего – подобно одному из героев оперы – титул чемпиона мира, тоже нашла отражение в опере: в финале оперы в хоровом изложении публике преподносится описание шахматной партии, которая была разыграна в 1996 г. между Анатолием Карповым и венгерским шахматистом Лайошем Портишем.
11.10-до конца
В либретто, написанном Львом Григорьевичем Яковлевым, сохранены все тончайшие эмоционально-психологические нюансы, составляющие сущность творения австрийского писателя. В опере действуют четыре персонажа – доктор, Чентович и двое других пассажиров парохода. Кроме того, присутствует актер, излагающий речь от автора.
Выразительные мелодии, пронизывающие оперу, передают целую гамму эмоций – в произведении есть и страсть, и азарт игры, и даже отчаяние. В некоторых моментах произведения – например, в сцене игры в шахматы, построенной на остинатном ритмическим движением – можно услышать отголоски прокофьевского «Игрока» (примечательно, что Сергей Сергеевич Прокофьев тоже был увлечен шахматами, хотя эта тема и не получила воплощения в его музыкальном творчестве). В отображении напряженного эмоционального состояния, сопровождающего игру в шахматы, важную роль играют тембровые эффекты – например, звучание ксилофона.
Оперу «Король шахмат» Чайковский создал для Оперного театра Московской консерватории по просьбе Александра Сергеевича Соколова, ректора этого учебного заведения. Мировая премьера произведения, состоявшаяся в октябре 2016 г., была посвящена полуторавековому юбилею, который отмечала в тот год Московская консерватория. В июле 2017 г. опера впервые прозвучала в Санкт-Петербурге в концертном исполнении.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев