(р. 1946)
Легко ли быть однофамильцем гения? «Я не могу позволить себе сделать каких-то послаблений, которые я мог бы себе сделать, если бы у меня была фамилия какая-то совсем нейтральная», – утверждает российский композитор Александр Владимирович Чайковский, и можно с уверенностью сказать, что он своего знаменитого однофамильца достоин.
Александр Чайковский – выходец из интеллигентной семьи, имеющей самое непосредственное отношение к искусству. Отец его возглавлял Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, а дядя по отцовской линии – Борис Александрович Чайковский – был известным композитором. Путь в музыкальное искусство начинался для Александра Чайковского в Центральной музыкальной школе, где он обучался фортепианной игре у Генриха Густавовича Нейгауза. Позднее – в Московской консерватории – его наставником в области фортепианной игры стал Лев Николаевич Наумов, а композиции он обучался у Тихона Николаевича Хренникова. «Вы должны выйти в мир с большим количеством сочинений», – так говорил Хренников своим ученикам, и Чайковский совету учителя следовал всегда. Он не походил на тех студентов, кто создает произведения только к зачетам и экзаменам – он старался сочинять как можно больше. Уже тогда он усвоил и другое важное правило: если композитор хочет, чтобы его сочинения исполнялись, он должен создавать произведения для конкретных музыкантов, и не обязательно при этом сосредотачиваться на таких популярных инструментах, как фортепиано или скрипка – например, он в студенческие годы написал несколько сочинений для тромбона, ведь исполнители на этом инструменте всегда страдают от нехватки репертуара.
Будучи студентом, Чайковский уделял сочинению ежедневно не менее полутора часов, и такая тактика принесла свои плоды: к моменту окончания консерватории им были написаны два струнных квартета, фортепианный концерт, два вокальных цикла, кантата и другие сочинения. Совершенствовать свое композиторское искусство он продолжил в аспирантуре – вновь под руководством Хренникова, в 1976 г. начал преподавать в Московской консерватории на кафедре сочинения, и в том же году он был принят в Союз композиторов.
Творческий диапазон Александра Чайковского поражает своей широтой. Проще сказать, в каких музыкальных жанрах он не работал, чем перечислить все те, которые он успел охватить в своем творчестве – впрочем, и это сказать весьма сложно: даже при беглом взгляде на список сочинений композитора создается впечатление, что он успел охватить все. Даже далекие от академической музыки люди слышали его музыку к кинофильмам «Остров ржавого генерала», «Иван да Марья», «Мусорщик», «Не привыкайте к чудесам», к мультфильму «Музыка революции». Обязательным достижением для уважающего себя композитора Александр Владимирович считает создание струнного квартета и симфонии – сам он создал три произведения в первом жанре и четыре во втором, включая две программные симфонии – «Мастер и Маргарита» и «Водолей». Проявился его талант и в оперном жанре, причем некоторые произведения адресованы детям: «Р.В.С.» по повести Аркадия Петровича Гайдара, «Второе апреля», «Верность», «Оливер!» по Чарльзу Диккенсу. Создавая оперы для взрослых слушателей, композитор обращался к произведениям Ивана Андреевича Крылова («Дедушка смеется»), Антона Павловича Чехова («Три сестры»), Александра Дюма («Три мушкетера»), Александра Исаевича Солженицына («Один день Ивана Денисовича»).
Одно из увлечений Чайковского – шахматы – нашло отражение в создании оперы «Король шахмат» по «Шахматной новелле» Стефана Цвейга. Произведение это создавалось для Оперного театра Московской консерватории, но исполнено было не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре. С этим театром композитора связывает давнее сотрудничество – например, в 1980 г. в нем состоялась премьера балета «Ревизор», в котором критики усматривали стилевые параллели с балетной музыкой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Композитор тогда опасался преследований – ведь в музыкально-хореографическом воплощении гоголевской комедии можно было усмотреть сатиру на современность, но, к счастью, никаких неприятностей не последовало. Наряду с «Ревизором» Чайковский создал и другие балеты: «Броненосец «Потемкин», «Дама пик».
К какому бы жанру ни обращался композитор, он трактует его оригинально и самобытно. Например, его Концерт для виолончели с оркестром написан в вариационной форме, а Концерт для альта с оркестром обладает поистине симфоническим масштабом. Создает он концерты для таких инструментов, которые нечасто выступают в сольной ипостаси – например, для контрабаса.
Наряду с композиторской деятельностью Александр Чайковский продолжает преподавать в Московской консерватории, где с 1997 г. заведует кафедрой сочинения. Своим ученикам он советует сочинять как можно больше, не лениться создавать музыку для сокурсников-исполнителей. Важным достоинством для композитора Чайковский считает хороший уровень владения роялем – по его мнению, этого не заменят никакие компьютеры.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев