(р. 1925)

Мария Степановна ГамбарянМария Степановна Гамбарян появилась на свет в Ереване в интеллигентной семье. Ее отец был химиком, обучавшимся в Мюнхене у Генриха Виланда, мать – ботаником. Будучи учеными, родители, тем не менее, музыку очень любили. Мать до того, как посвятила себя науке, обучалась в музыкальном училище, она музицировала в свободное время. По воспоминаниям дочери, она великолепно играла творения Иоганна Себастьяна Баха. Девочку регулярно приводили на концерты, а первым ее оперным впечатлением стал спектакль «Севильский цирюльник».

Неординарные музыкальные способности Марии проявились, когда девочке было три года – прослушав «Вокализ» Сергея Рахманинова, она на другой день смогла его пропеть. Чуть позже девочка начала обучаться фортепианной игре частным образом, но занятия были весьма поверхностными, иногда надолго прерывались. Основательное обучение началось, когда девятилетняя Мария стала ученицей музыкальной школы – успехи были таковы, что в течение двух лет она сумела освоить школьный курс.

В 1937 г. семья Гамбарянов отправилась в гости к родственнице, жившей под Москвой. Абрам Владимирович Шацкес, профессор консерватории, живший на даче, расположенной неподалеку, послушав игру Марии, посоветовал поступить в Центральную музыкальную школу. Педагоги во время вступительного испытания были настолько потрясены совершенством ее исполнения, что талантливой девочке предоставили право самой избрать себе наставника. Она могла бы стать ученицей Генриха Нейгауза, Александра Гольденвейзера или Константина Игумнова, но отдала предпочтение Шацкесу, и о своем выборе не пожалела ни разу.

В 1938 г. на семью обрушилось тяжелое испытание – арест отца. Мать из-за этого потеряла работу, а затем семья лишилась жилья. На помощь пришел Шацкес – на некоторое время он принял ученицу и ее мать в своем доме, и благодаря этому Мария имела возможность каждый день слышать, как он работает за инструментом (ей в особенности нравилось, как учитель играет произведения Роберта Шумана и Николая Метнера). Поддержало семью и руководство ЦМШ: мать получила работу в качестве внештатного педагога. Хорошим материальным подспорьем служила стипендия, которую Мария получала как отличница.

С началом войны Марии пришлось уехать в Ереван, где она стала обучаться в школе-десятилетке при консерватории, но это было нелегко, поскольку она успела подзабыть армянский язык, и ей было разрешено сдавать экзамены экстерном. В 1943 г. в Ереван приехал Константин Игумнов, и Мария стала его ученицей. Своего нового наставника она понимала с полуслова, как вспоминала впоследствии – учиться было «легко и радостно». Наставник посоветовал ей обучаться композиции – так она и поступила после отъезда преподавателя, перейдя на факультет композиции.

В Москву пианистка вернулась в 1943 г. в качестве участницы декады армянского искусства и приняла решение не возвращаться в родной город. Она продолжила обучение у Игумнова. В следующем году был реабилитирован ее отец, но пребывание в лагере серьезно подорвало его здоровье, он нуждался в заботе, и в течение четырех лет Марии постоянно приходилось ездить из Москвы в Ереван и обратно. В 1948 г. она похоронила отца, вскоре после этого ушел из жизни Игумнов. В аспирантуре пианистка обучалась у Нейгауза, но отношения с новым наставником складывались непросто – у этого пианиста был совершенно иной стиль, и учение она закончила у другого преподавателя – Льва Оборина.

Завершив учебу в аспирантуре, Гамбарян работала в Ленинграде в качестве солиста филармонии и преподавателя консерватории. Она приобрела ценный опыт, но все же чувствовала себя «чужой» в этом городе, поэтому она с радостью приняла приглашение в Институт им. Гнесиных в 1960 г. С этим учебным заведением связана вся ее дальнейшая жизнь. Одновременно пианистка продолжала исполнительскую деятельность.

Репертуар Марии Гамбарян отличается исключительным разнообразием. В студенческие годы его основу составляли творения романтиков, но с началом самостоятельной концертной деятельности она стала включать в свои программы произведения разных стилей и эпох – от французских клавесинистов и Скарлатти до Оливье Мессиана и Эрика Сати, а также музыку современников – например, Софьи Губайдулиной, однако любимым композитором для нее остается Фредерик Шопен. Важное место занимают в ее репертуаре творения армянских композиторов, в частности, Комитаса.

Преподавательская деятельность для Марии Степановны не менее значима, чем исполнительская. Пианистка убеждена, что постоянное общение с молодыми музыкантами позволяет на долгие годы оставаться молодой в душе, что можно многому научиться, обучая других. Главная цель ее как педагога – раскрыть в учениках то, что Мария Степановна называет «интуитивным разумом»: «Как будто ничего еще не знает ни о стиле, ни о форме, а чувствует правильно». Это качество Мария Гамбарян считает самым ценным для музыканта.

 

Все права защищены. Копирование запрещено