(1936-2018)

Игорь Михайлович Жуков

Российский пианист и дирижер Игорь Михайлович Жуков родился в 1936 году в Горьком. Искусству игры на фортепиано он обучался в Москве – в музыкальном училище у Леонида Ройзмана, а затем в Московской консерватории – сначала у Эмиля Гилельса, потом у Генриха Нейгауза. К этому выдающемуся пианисту и педагогу, которого ученики недаром называли «Генрихом великим», отношение в музыкальном мире особое, быть его учеником – это одновременно и честь, и высокие ожидания публики. Об Игоре Михайловиче нельзя сказать, что он гордится своим обучением у Нейгауза – музыкант никогда не подчеркивал этого факта, словно не считая себя достойным. Однако бесценный опыт, приобретенный в консерваторские годы, много значит для него. По словам пианиста, наставник помог ему «увидеть сначала отблески, затем лучи и, наконец, сам свет».

Активную сценическую деятельность музыкант начала в 1957 году, завоевав II премию на конкурсе им. Маргариты Лонг и Жака Тибо. Пианист отдает предпочтение романтическому репертуару – от Фредерика Шопена до Александра Николаевича Скрябина. Последнему Игорь Михайлович уделил особое внимание, не только исполняя многие из его произведений на концертах, но и осуществив в 1972 г. запись всех скрябинских фортепианных сонат. Он стал первым отечественным музыкантом, кто это сделал – исполнитель поистине приобрел репутацию «специалиста» по творчеству этого композитора. Но, разумеется, Скрябиным он не ограничивался – пианист записал более четырех десятков грампластинок с произведениями разных композиторов. Он концертировал не только на Родине, но и в Сингапуре, Японии, Малайзии, США и Гонконге, а также в большинстве стран Европы.

Игорь Жуков всегда старался открывать нечто новое. Так, из фортепианных концертов Петра Ильича Чайковского он исполнял не только знаменитый Первый, но и менее популярные Второй и Третий. Привлекло внимание пианиста и такое редко исполняемое произведение, как Концерт для фортепиано с оркестром Николая Андреевича Римского-Корсакова. В сферу интересов исполнителя попадали творения композиторов ХХ века – и отечественных, и иностранных: Николая Яковлевича Мясковского, Сергея Сергеевича Прокофьева, Франсиса Пуленка, Сэмюэла Барбера. Другой «полюс» – старинная музыка: Жан Франсуа Дандрие, Андре Кардиналь Детуш, Луи Клод Дакен. Характерные черты стиля Игоря Жукова – сочетание мужественности и лиричности, интеллектуальность исполнения, предельная продуманность и взвешенность интерпретации. Многие слушатели признаются, что глубоко прочувствовать и полюбить музыку того или иного композитора им помогло именно исполнение Игоря Жукова.

В 1978 году дарование музыканта раскрылось с новой стороны – перед публикой предстал Жуков-дирижер, выступающий с Камерным оркестром Ульяновска. В 1983 он основал и возглавил Новый Московский камерный оркестр. И в этом качестве он оставался верен себе, демонстрируя такую же широту музыкальных интересов. Под руководством Игоря Михайловича оркестр исполнил множество произведений, относящихся к разным эпохам – начиная с Карла Филиппа Эмануэля Баха и заканчивая Игорем Фёдоровичем Стравинским. Постепенно «центр тяжести» в исполнительской деятельности музыканта сместился: он стал чаще выступать в качестве дирижера, а не в качестве пианиста. Но, разумеется, пианистической деятельности музыкант тоже не оставлял. В частности, в 2000 г. в сотрудничестве с немецкой компанией «Telos» он осуществил новую запись фортепианных сонат Александра Николаевича Скрябина.

Музыкант такого уровня мог бы продолжить карьеру в столице – например, в качестве преподавателя консерватории, но Игорь Жуков предпочел вернуться в родной город, где стал основным приглашенным дирижером Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». На предложение занять это место он сразу ответил согласием, хотя условия были предложены не самые выгодные. Доверительные отношения между оркестром и дирижером сложились сразу. Так бывает редко – как правило, исполнительский коллектив, помнящий прежнего руководителя, какое-то время «не принимает» нового дирижера, но в данном случае всё решил характер Игоря Михайловича и его манера общения с оркестрантами. Он отличался исключительной простотой и сердечностью, никогда не подчеркивал дистанции и никому не отказывал в помощи. Все подчиненные были для него равны – до такой степени, что на репетициях дирижер избегал стандартной формулировки «первая скрипка» или «вторая скрипка», предпочитая говорить об «одной» или «другой скрипке». Этот исполнительский коллектив Игорь Михайлович возглавлял с 2003 г. по 2008 г.

Но в какой бы ипостаси ни выступал Игорь Михайлович – пианистической или дирижерской – он придерживается главного постулата: «Нет скрипача, пианиста – есть музыкант!» Игорь Михайлович убежден, что главную задачу музыканта идеально определил Вильгельм Фуртвенглер – создать единое целое из «плазмы» музыкального произведения.

 

Все права защищены. Копирование запрещено