(1931-2018)
Дирижер Геннадий Рождественский – истинная гордость отечественной музыки. Каждый этап его творчества становится одновременно этапом музыкальной жизни страны.
Будущий музыкант появился на свет в столице. Отец его – Николай Аносов, известный отечественный дирижер, а мать – певица-сопрано Наталья Рождественская. Мальчик рано начал обучаться игре на фортепиано, но занятия пришлось прервать из-за начала войны. Семья отправилась в эвакуацию, а пианино квартирная хозяйка закопала в землю, не желая, чтобы оно досталось фашистам. Откапывание инструмента по возвращении в Москву стало одним из ярчайших детских впечатлений – оказалось, что инструмент сохранился.
В 1945 г. Геннадий поступил в Музыкальную школу им. Гнесиных, где обучался фортепианной игре у Елены Гнесиной. Однажды, идя по коридору, он услышал, как ученики репетируют секстет Петра Ильича Чайковского «Воспоминания о Флоренции». Поняв, что они испытывают сложности, Геннадий решил помочь им. Открыв дверь кабинета, он принялся дирижировать – и почувствовал: его действия действительно помогают музыкантам. Это ощущение захватило его, и он осознал дирижирование как будущую свою профессию.
С 1949 года Рождественский учится фортепианной игре у Льва Оборина в Московской консерватории, обучаясь одновременно оперно-симфоническому дирижированию у собственного отца. Николай Аносов добивался, чтобы ученик мог дирижировать даже без помощи рук – одними глазами (впоследствии Геннадий Николаевич передавал это искусство собственным студентам). Дирижерскую деятельность он начал в годы учения, организовав студенческий оркестр. В двадцатилетнем возрасте он принят в Большой театр на стажировку, здесь дебютом его стала «Спящая красавица».
С 1951 по 1960 год Рождественский дирижирует балетными постановками: балеты Петра Ильича Чайковского, Сергея Сергеевича Прокофьева, Родиона Константиновича Щедрина. Будучи в 1965-1970 гг. главным дирижером, Рождественский участвовал в постановке более чем сорока спектаклей – и оперных, и балетных. С некоторыми операми зарубежных композиторов – «Человеческим голосом» и «Сном в летнюю ночь» – отечественную публику познакомил впервые именно он. Мировая премьера авторской редакции прокофьевского «Игрока» тоже является заслугой Рождественского.
Деятельность дирижера не ограничивается театром – уже в 1950-х гг. он приобретает известность дирижера-симфониста, а с 1961 по 1974 возглавляет Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он впервые представил советской публике произведения Арнольда Шёнберга, Дариуса Мийо, Пауля Хиндемита. Большое внимание уделял дирижер творчеству отечественных композиторов-современников – благодаря ему состоялось немало премьер творений Софьи Губайдулиной, Сергея Слонимского, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Бориса Тищенко.
Слава дирижера перешагнула пределы родной страны. В 1972 г. после гастрольной поездки в Швеции ему предлагают стать во главе Королевского филармонического оркестра, но разрешения властей Рождественский получить не смог. Однако вскоре последовал визит Алексея Косыгина в Швецию, в ходе которого шведский министр культуры лично попросил советского председателя Совета министров разрешить Рождественскому выехать в Швецию, и тот по возвращении в СССР дал соответствующее указание. Так был создан прецедент, позволивший не только самому Рождественскому, но и прочим советским дирижерам сотрудничать с иностранными оркестрами.
В 1974 г. Геннадий Николаевич был вынужден покинуть Большой симфонический оркестр из-за принципиальной позиции, которую он занял в конфликте с председателем Гостелерадио. Тот испытывал иррациональную ненависть к евреям и оказывал давление на дирижера, требуя уволить под благовидными предлогами всех оркестрантов, принадлежащих к этому народу. Геннадий Николаевич не предал коллег, но ему самому пришлось покинуть оркестр. Вскоре он начал дирижерскую деятельность в Театре камерной оперы, возглавляемом Борисом Покровским. Сотрудничество дирижера и режиссера началось с оперы «Нос».
В 1982 году дирижер основывает Симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Геннадий Николаевич работал с оркестрами Великобритании, Германии, Нидерландов, записал семь сотен грампластинок и дисков. В репертуаре его множество произведений, которые исполняются редко, включая и новую музыку, и забытые шедевры прошлого, за что журналисты называют дирижера «музыкальным археологом».
В 2012 году Геннадий Рождественский стал музыкальным руководителем Камерного музыкального театра им. Б.Покровского. И здесь он следует своему главному принципу – не потакать вкусам публики, а воспитывать ее. Стараниями Рождественского в театре идут произведения, которые нечасто можно увидеть на российской сцене – такие оперы, как «Леонора» Людвига ван Бетховена, «Сервилия» Николая Андреевича Римского-Корсакова, «Лунный мир» Йозефа Гайдна и другие.
Геннадий Рождественский преподает в Московской консерватории с 1974 г., а с 2001 г. возглавляет кафедру оперно-симфонического дирижирования. Среди учеников Геннадия Николаевича – Владимир Понькин, Александр Хватынец, Тимур Зангиев.
Музыкальные сезоны
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев