Струнные квартеты БетховенаСтрунный квартет занимает значительное место в творчестве Людвига ван Бетховена. Композитор создал шестнадцать произведений в этом жанре (к ним примыкает «Большая фуга» для такого же состава, которая изначально создавалась в качестве финала Квартета № 13). В этой области камерно-инструментального творчества Бетховен продолжает линию, начатую Йозефом Гайдном и Вольфгангом Амадеем Моцартом – в их творчестве струнный квартет отходит от дивертисментных традиций, приобретает психологическую глубину. Новым витком этого развития становятся квартеты Бетховена.

Композитор одновременно и следует традициям, заложенным предшественниками, и отступает от них. Так, сонатное allegro у него появляется не только в первых частях, а менуэт – как и в симфониях – вытесняется скерцо (правда, это встречалось и в квартетах Гайдна, но у него скерцо оставалось интермедией развлекательного характера, у Бетховена же эта часть приобретает более глубокое содержание, занимает более значительное место в цикле). Эти черты, отличающие Бетховена от предшественников и современников, очевидны уже в первых его струнных квартетах, созданных в 1800 г.

Создавать музыку Бетховен начала рано, но к жанру струнного квартета он впервые обратился лишь в тридцатилетнем возрасте. Этому предшествовало создание других камерно-инструментальных сочинений – в частности, струнных трио (примечательно, что в 1795 г. композитор получил заказ на создание струнного квартета, но вместо этого написал квинтет). Таким образом, к концу 1790-х гг. Бетховен уже имел немалый опыт в области камерного жанра, и к созданию шести струнных квартетов, объединенных в Op. 18, пришел во всеоружии композиторского мастерства. Эти квартеты автор посвятил богатому венскому меценату князю Францу Лобковицу, покровительствовавшему Бетховену, а первое их исполнение состоялось во дворце другого покровителя композитора – князя Лихновского.

В этих шести струнных квартетах еще проявляется влияние Моцарта, в особенности очевидно в некоторых моментах сходство с моцартовскими квартетами, посвященными Гайдну, тем не менее, проявились в них и специфические бетховенские черты. Музыковед Арнольд Александрович Альшванг рассматривает квартеты Op. 18 как произведения, стоящие на перепутье между камерной музыкой XVIII столетия с ее изяществом, танцевальностью, элементами развлекательности, и новой, более серьезной камерной музыкой – об этом говорит психологическая углубленность медленных частей, стремление к органическому единству цикла.

В Квартете № 1 фа мажор особое внимание привлекает безупречное владение фактурой. Стиль первой, третьей и четвертой частей представляется не вполне оригинальным, но истинной печатью гениальности отмечена вторая часть – Adagio affettuoso et appassionato, ее образное содержание связано со сценой у гробницы из последнего действия «Ромео и Джульетты». Примечательно, что для медленной части композитор избирает сонатную форму.

В Квартете № 2 соль мажор влияние Гайдна и Моцарта особенно очевидно. По настроению он весьма однороден – в нем царит ясная беззаботность. Изящные мелодические интонации в главной партии первой части вызывают ассоциацию с церемонными поклонами эпохи рококо, благодаря чему это произведение известно среди музыкантов как «квартет комплиментов». Наибольшей оригинальностью отмечена вторая часть, в которой сопоставляются разделы Adagio и Allegro – это будет характерно для бетховенских квартетов зрелого периода.

Квартет № 3 ре мажор производит впечатление гладкости, ровности – по меткому выражению Ромена Роллана, Бетховен здесь еще не «выпускает когти»: в разработке первой части нет особой интенсивности мотивного развития, третья часть написана в характере менуэта.

Особое место занимает Квартет № 4 до минор, вероятно, созданный последним. Здесь Бетховен смело отступает от традиций – например, в середине цикла он сопоставляет не контрастные части (медленную и менуэт или скерцо), а более однотипные (скерцо и менуэт). Истинно бетховенская мужественная скорбь звучит в главной партии первой части, развитие, не ограничиваясь разработкой, продолжается в репризе, а некоторые обороты финала напоминают о Сонате № 8 «Патетической».

Драматичности Четвертого квартета контрастирует жизнерадостность Квартета № 5 ля мажор. В третьей – медленной – части композитор использует форму вариаций.

Самыми интересными страницами Квартета № 6 си-бемоль мажор являются вторая часть – Adagio ma non troppo, исполненная пленительной лирики, и финал – «La Malinconia» («Меланхолия»): в форме рондо-сонаты с медленным вступлением безудержное веселье одерживает безоговорочную победу над мрачным меланхолическим настроением.

Не все современники смогли оценить творение Бетховена по достоинству: критики не скупились на уничижительные суждения, авторитетный теоретик Альбрехтсбергер называл квартеты «негодными» и советовал своим ученикам «не знаться с Бетховеном», и даже Гайдн не усмотрел в квартетах ничего оригинального, увидев в них лишь смешение своего собственного стиля с моцартовским. Но были и иные суждения. Квартеты высоко оценил известный немецкий скрипач Людвиг Шпор, а у публики они имели такой успех, что за первым изданием вскоре последовало второе. Квартеты Op. 18 не утратили своего очарования с течением времени, они и сегодня входят в число часто исполняемых камерных произведений Бетховена.

 

Все права защищены. Копирование запрещено