В начале весны в Москве в Большом театре появилась «Зимняя сказка» известного английского хореографа Кристофера Уилдона, поставленная в Королевском балете Великобритании 5 лет назад. «Зимняя сказка» — чисто английский балет: сюжетная основа — одноименная пьеса Шекспира, стиль — добротная неоклассика с большим количеством персонажей, три акта полноценной хореодрамы, под которой база — шестидесятилетний пласт английского драматического балета. Три акта английского драмбалета не испугали воспитанную на советской хореодраме труппу Большого театра, пласт традиций подхода к балету к драме у которой, как минимум, в 2 раза толще английского, если отсчитывать от периода руководства балетом Большого театра Александра Горского (начало ХХ века), который использовал в балете опыт Московского художественного театра.
Балет Большого станцевал эту странную, фантастическую историю из позднего Шекспира, так ярко и щедро, как может только он, когда увлечен новой работой. Конечно, хотелось бы, чтобы Большой театр получил бы эксклюзив, как когда-то, 13 лет назад, тот же хореограф, еще ходивший в статусе «молодой», поставил на артистов Большого одноактный балет «Милосердные». Но сейчас маститый балетмейстер Уилдон очень занят, и сошлись на том, что уже было поставлено для Ковент-Гарден. В итоге выбор оказался прицельно точен: это успешный спектакль, имевший большой успех на премьере и до сих пор в репертуаре Ковент-Гарден, но он и понятен и международной аудитории (постановка Большого театра — уже третья постановка «Зимней сказки» за пределами Великобритании, скоро появится еще одна – в главной европейской цитадели сюжетного балета Гамбурге), он прекрасно оформлен, поставлен на оригинальную музыку, в нем много персонажей и сюжетных коллизий. Это спектакль для большой сцены, большой труппы и большого бюджета. То есть – это спектакль для Большого театра России. Три состава артистов Большого станцевало премьерную серию, а к осени обещан еще и четвертый состав.
«Зимняя сказка» — поздняя, не очень известная пьеса Шекспира (это плюс для хореографа и вызов для публики), трагедия с утешительным финалом, с большой степенью условности, сказочности, ирреальности сюжетных поворотов. Для драматической сцены эта пьеса из-за большей степени условности невероятно трудна, поэтому «Зимняя сказка» — редкое название в репертуаре драматических театров, но для балета, который привык иметь дело с фантастическими и сказочными сюжетами, с трагическими завязкой и счастливой развязкой – в самый раз.
Два короля: Сицилии — Леонт и Богемии — Поликсен, дружны с детства. Поликсен приезжает проведать друга детства на Сицилию и задерживается на 9 месяцев, ко времени его отъезда на родину, супруга Леонта королева Гермиона собирается рожать второго ребенка. Пара уже имеет первенца – принца Мамилия. Когда королева по просьбе мужа просит Поликсена задержаться в гостях, Леонта начинают терзать сомнения, а от него ли этот ребенок. Ревность изменяет характер Леонта – он обращается и с другом, и с женой, непозволительно жестоко. Новорожденная принцесса Утрата по приказу Леонта отправлена с придворным Антигоном с глаз долой. Поликсен еле уносит ноги от разъяренного ревнивца, на глазах короля погибают принц Мамилий, ставший свидетелем допроса матери, и пораженная его смертью королева Гермиона. Леонт, чья семья разрушена им же самим, остается в скорби долгих 16 лет, опекаемый придворной дамой Паулиной, подругой его покойной жены.
Но дочка Леонта и Гермионы Утрата жива, её приняла и вырастила семья пастуха из Богемии. Она выросла в прелестную девушку, которую полюбил богемский принц Флоризель, сын того самого короля Богемии Поликсена. Любовь детей становится шансом для королей вернуть дружбу и обрести семью. Но они сами этого еще не знают, Поликсен недоволен мезальянсом принца с пастушкой. Чтобы скрыться от гнева Поликсена, Флоризель с Утратой, а за ними и Поликсен, преследующий молодых, плывут на Сицилию, к Леонту, где и происходит развязка: Паулина признает в пастушке утраченную принцессу Сицилии, Леонт, который обретает Утрату, мирится и решает породниться с Поликсеном, а в финале оказывается, что и смерть Гермионы была мнимой, она лишилась чувств, когда умер Мамилий, и ее скрывала 16 лет от короля Паулина. Семья короля Леона воссоединяется, за исключением принца Мамилия, который уже никогда не вернется.
Помимо малоизвестной широкой публике интриги «Зимней сказки» (тысяча первый раз ставить «Ромео и Джульетту» для неоклассика задача неблагодарная, иное – пройтись по шекспировскому сюжету в балете первым), в «Зимней сказке» хореографа привлекла возможность показать диапазон человеческой натуры и человеческих отношений – от светлой до темной стороны. Контраст света и тьмы стал его главной концептуальной идеей: с одной стороны — любовь, невинность, чистота, солнечная энергия, с другой – злоба, ненависть, энергия разрушения и саморазрушения. Этот концептуальный ход определяет драматургию спектакля ( в 1 и 3 действии «Зимней сказки» «темная» Сицилия, между ними солнечная «Богемия»), его хореографическую архитектуру (действенный танец плюс пантомима 1-ого и 3-его действия противостоит безбрежной танцевальности богемской середины), музыку и сценографию. Темная сторона персонифицирована в сценографическом образе Сицилии – серо-черные тона, дворцовая замкнутость, мир геометрии и гипсовых статуй, искусственный мир, созданный человеком. Напротив, Богемия – это свет, прихотливый мир природы, замшелое ритуальное майское дерево, простодушная архаическая идиллия. Аскетизму костюмов сицилийского двора противопоставлена стихия цвета и вольностей кроя костюмов богемцев. Игровые первое и третье действия и одно развернутое дивертисментное, действие в котором сведено к минимуму, образуют структуру большого балета, близкую к балетным традициям XIX века. 2 танцевальных стиля в одном – как зеркало отражают универсальный талант Уилдона, признанного одновременно и мастером сюжетного балета, и изобретательным сочинителем танцев. Большой, сложно сочиненный балет – испытание для труппы, и одновременно показатель ее класса и специализации.
В интерпретации Большого театра на первое место в «Зимней сказке» вышло именно второе, танцевальное, действие, в котором и этнически окрашенная музыка и танцы — своего рода фантазия балетмейстера на фольклорные темы без особой национальной определенности. Артистами Большого 2 действие было исполнено с увлеченностью, драйвом и равным танцевальным мастерством всех исполнителей: от главных героев (это история Утраты и Флоризеля) и исполнителей сольных партий ( Георгий Гусев и Алексей Путинцев в роли сына Пастуха, один лучше другого, Егор Хромушин и Никита Еликаров в роли Пастуха, Брюна Кантанеде Гальянони в роли пастушки) до корифеев. И не случайно триумфаторами премьеры стали юный артист кордебалета Давид Мотта-Соарес и ведущая солистка Мария Виноградова, легкие, изящные, естественные, на которых роли влюбленных Флоризеля и Утраты сели как влитые. Этой паре, которая готовила премьерные партии совместно, пришлось воссоединиться на премьере в форс-мажорных обстоятельствах – после травмы прямо на сцене Владислава Лантратова, а потом отработать большую часть спектаклей. И они сделали это … с легкостью.
Большой удачей спектакля стала и Гермиона Ольги Смирнова, данные этой артистки, некоторая отстраненность, врожденная элегантность и воспитанный вагановской школой аристократизм, отлично легли на характер средневековой королевы, лозунгом которой могли бы стать «честь и достоинство».
В спектакле много актерских удач в небольших сольных партиях, тем не менее, в Москве проявилась некоторая хореографическая недостаточность первого и третьего действия спектакля, которая была незаметна в его первоначальной, английской, версии «Зимней сказки». Английский спектакль сбалансирован, и слабая, отчасти иллюстративная, хореография (пластическое движение?) 1-ого и особенно 3-его действия там компенсирована убедительной актерской игрой. В первую очередь, это касается центрального героя балета Леонта, в истории которого сфокусирована главная идея балета – как зыбка граница между добром и злом.
Два московских Леонта, рефлексирующий Денис Савин и более жесткий Артем Овчаренко, специалист по ролях принцев и графах, после Нуреева осваивающий более драматический репертуар, на премьере не достигли актерских глубин английского балетного актера Уотсона. Эта роль им пока на вырост. Но это касается и спектакля в целом. При должной актерской включенности и эмоциональной подаче игровые действия «Зимней сказки» не должны уступить второму, танцевальному, действию, как минимум, насыщенное сюжетными коллизиями первому. Третье действие – слабое звено и в пьесе Шекспира, и у Уилдона отчасти страдает от скороговорки, но степень утешительности «Зимней сказки» в балете потеряла свою однозначность, присутствующую в пьесе.
Финал зимней, т.е. грустной, сказки в балете Уилдона окрашен печалью и неопределенностью вроде бы достигнутого благополучия: материализовавшаяся из статуи Гермиона покидает сцену вдвоем с обретенной Утратой, а не с мужем, каменный Мамилий остается стоять на пьедестале памятника, по нему скорбит одинокая Паулина, добрый ангел семейства Леонта.
Это превосходно сделанный театральный продукт – крепкая режиссура, стильная сценография, музыка, специально созданная для балета, что уже само по себе событие в мире балета, где хореографы предпочитают или вынуждены работать с нарезкой симфонической, камерной или популярной музыки. В Большом уже шел балет Джоди Тэлбота – «Хрома», но музыка «Зимней сказки» — совершенно не похожа на музыку «Хромы», композитор здесь не узнаваем. С Уилдоном он сотрудничает на постоянной основе, причем по технологии, который в свое время была создана легендарным дуэтом Петипа и Чайковского: хореограф задает композитору характер и размер музыки под конкретный фрагмент из спектакля, и он в этих рамках сочиняет. Конечно, Тэлбот — не Чайковский, но его музыка к «Зимней сказке» — не обслуживающий, а полноправный элемент балета, она создает вместе с режиссурой и сценографией атмосферу, ткет ткань спектакля. Еще более впечатлила сценография, без которой невозможно представить контрастные миры солнца и тени, к которому стремился постановщик, но сценограф, он же и художник по костюмам (Боб Кроули) не только работает на концепцию, сценография имеет и автономную ценность – красота, театральная образность, функциональность – декорации легко трансформируются, используются современные видеотехнологии.
Как показывает опыт, премьера в Большом театре – это не итог, а только начало работы над спектаклем, актерски спектакль обживается постепенно, и это рождает уверенность, что и этот спектакль актерски дозреет во всех (у осени уже четырех) составах и станет жемчужиной его репертуара, тем более артисты Большого, заточенные на сложные актерские задачи, давно не получали такой увлекательной работы.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев