Французский композитор Жюль Массне создал множество опер, но их сценическая жизнь сложилась по-разному. Если судьбу «Вертера» или «Манон» с полным правом можно назвать счастливой, то о «Клеопатре» этого сказать нельзя – ее нечасто можно услышать даже в концертном исполнении, не говоря уже о постановках, и записей не так уж много. Между тем, по своим музыкальным достоинствам, по красоте мелодий она не уступает самым популярным творениям Массне, а в творчестве композитора занимает особое место – это одно из последних сочинений, завершенных композитором. Последней «Клеопатра» не стала – после нее был написан «Амадис» – но именно ее Массне рассматривал как своеобразное «музыкальное завещание».

Жюль Массне был далеко не первым и не последним, кого привлекла личность прекрасной египетской царицы, оставившей яркий след в истории. Как и многие драматурги и композиторы, заинтересовавшиеся образом Клеопатры, он сосредоточил внимание на истории ее взаимоотношений с Марком Антонием – римским полководцем, предавшим Рим ради женской любви. Разумеется, в опере эта история не излагается с документальной точностью, но либреттист Луи Пайен и композитор обратили внимание еще на одно реально существовавшее действующее лицо, которое драматурги нередко обходили молчанием. Речь идет об Октавии – сестре императора Октавиана Августа, супруге Марка Антония. Эта женщина – истинный идеал кроткой и покорной жены – искренне и преданно любит своего супруга, сохраняя ему верность даже тогда, когда он отказывается от нее ради Клеопатры, но ее добродетели меркнут в глазах Антония в сравнении с неистовой страстью царицы Египта. У Антония тоже есть соперник – раб Спакос, получивший свободу и ставший любовником Клеопатры. Роковую роль в судьбе влюбленных играет не столько поражение в войне с Римом, сколько ревность Спакоса: он лжет Антонию, сообщая о смерти Клеопатры – и тот в отчаянии бросается на собственный меч, Клеопатру же побуждает к самоубийству смерть Антония (но и сам Спакос погибает от рук разгневанной царицы).

Это сложное переплетение чувств и устремлений четырех героев – в равной степени любящих и страдающих – воплощено композитором в опере, которая недаром получила подзаголовок «драма страстей». «Клеопатра» далеко не так созерцательна, как многие другие поздние оперы Жюля Массне – в ней ощущается драматургическая «пружина», живой темперамент, накал эмоций. Экзотическая атмосфера Египта, в которой разворачивается действие, метко обрисована томными и чувственными мелодическими интонациями, остроумными гармоническими и ладовыми находками (например, композитор во многих фрагментах использовал интонации целотоновой гаммы – особенно явственно ощущаются они в начале второй картины второго акта). «Клеопатра» строится в соответствии с традициями большой оперы – с величественными сценами и Большим Балетом в третьем акте. Богатством и сочностью характеризуется тембровая палитра оркестра, а вокальные партии напевны, мелодичны и отличаются утонченностью.

В центре внимания находится, конечно же, образ заглавной героини. Ее партия весьма сложна (впрочем, сложны все партии оперы – возможно, в этом заключается одна из причин ее редкого исполнения – но партия Клеопатры выделяется даже на этом фоне). Сольные номера, вложенные композитором в уста царицы, очаровывают чувственной прихотливостью мелодического рисунка, создавая образ коварной, но такой притягательной женщины (невольно вспоминается образ Далилы из оперы другого французского композитора – Камиля Сен-Санса). Одна из арий Клеопатры звучит в третьем действии на фоне музыки Большого Балета, создавая вместе с нею роскошную сцену – истинный праздник неистовых страстей. Финальная ария – в четвертом действии – поражает своим сочетанием драматизма и просветленности (все кончено, надеяться не на что, все, что осталось – это воспоминания о любви, с которыми можно умереть). Разумеется, такая сильная и страстная женщина привлекает больше внимания, чем кроткая Октавия с ее нежными и красивыми, но далеко не такими чувственными мелодиями.

Партия Марка Антония – мужественного и сдержанного римлянина – поручена баритону. В его музыкальной характеристике немало маршевых ритмов (особенно в начале оперы – до встречи с Клеопатрой) – но и в его уста вложена лирическая ария, воспоминание о любви.

Композитору не суждено было увидеть свою предпоследнюю оперу на сцене – Массне скончался в августе 1912 г., премьера же «Клеопатры» состоялась только в 1914 г. в Монте-Карло. Примечательно, что в заглавной партии выступила наша соотечественница Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа – эта русская артистка была весьма известна в Европе. В последующие годы постановки «Клеопатры» не были многочисленными, и все же они имел и место. В нашей стране в XXI столетии к этой опере обратился Мариинский театр, представивший оперу в концертном исполнении. Весьма своеобразную интерпретацию получила «Клеопатра» в постановке Пермского театра.

Все права защищены. Копирование запрещено.