(1940-1989)

 Двадцатый век в хореографическом искусстве прошел под знаком зарождения и развития направления, известного как современный танец. В каждой стране он завоевывал позиции по-своему, имея своих первопроходцев. Во Франции одним из таковых стал Жак Гарнье – балетмейстер, чья творческая деятельность развернулась во второй половине двадцатого столетия.

Уроженец Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Гарнье окончил школу в Нанте, и тогда – в восемнадцатилетнем возрасте – его увлекло искусство танца. Он отправляется во французскую столицу и становится студентом Национальной консерватории, наставником его был Ив Брио. Учебу в консерватории Гарнье завершил в 1963 г., после чего карьера его складывается вполне успешно – Жак был принят в балетную труппу Парижской оперы, где стал сначала солистом кордебалета, а затем и солистом. Среди балетмейстеров, с которыми ему довелось работать, было немало великих мастеров – Морис Бежар, Ролан Пети, Джордж Баланчин… Но все же традиции классического балета в Парижской опере достаточно сильны, а молодой танцовщик жаждет новых, свободных форм. Его устремления разделяла Брижит Лефевр (в то время она была артисткой кордебалета в том же театре).

Поиск новых форм выражения заставляет расширить свою деятельность за пределы Парижской оперы. В 1966 г. Гарнье участвует в работе «Студии балета», которую создал Мишель Декомбе, а затем покидает Парижскую оперу, чтобы отправиться в США. Здесь танцовщик осваивает технику американских хореографов Мерса Каннингема и Элвина Эйли. Возвратившись на родину, Гарнье вновь работает в Парижской опере, но одновременно основывает собственную труппу – «Группу семи», и с этого времени начинается его карьера в качестве балетмейстера. Его успехи в новом качестве не остаются без внимания – Жан Вилар дважды приглашал его в Авиньон на фестиваль.

Хореограф покинул Парижскую оперу в 1972 г., тогда же ушла из театра Брижит Лефевр. Вместе они отправились в приморский город Ла-Рошель, где создали новую танцевальную компанию. Название, которое они дали своему детищу – «Театр тишины» – свидетельствовало об их творческих устремлениях: создать «чистый» танец – без сюжетного повествования, без литературного либретто (эти традиционные составляющие балета в его классическом варианте теперь воспринимаются как нечто сковывающее, препятствующее свободе выражения). Гарнье и Лефевр понимали, что соотечественников нужно научить любить и понимать современный танец, и поэтому они не только занимаются постановкой и исполнением балетов, но и организуют учебные программы, приглашают публику на открытые репетиции, проводят встречи со школьниками и рабочими.

«Театр тишины» становится одной из первых французских трупп, в репертуаре которой появились творения Мерса Каннингема и других американских хореографов. Но, разумеется, основатели театра не ограничиваются постановкой американских балетов – они создают свои собственные спектакли, обращаясь к разным истокам. Например, в 1979 г. Гарнье создал балет «Онис», получивший свое заглавие по названию одной из исторических областей Франции, именно ее традиционные танцы стали основой хореографии, объединившись с «языком» современного танца. Исполняют балет трое танцовщиков-мужчин, а музыкальное сопровождение балета ограничивалось двумя аккордеонами, которые исполняли оригинальную музыку, созданную композитором Морисом Паше.

Тем временем в Парижской опере становится очевидной необходимость создания новой балетной труппы, которая полностью сосредоточила бы свою деятельность на современном танце, и организовать такую труппу было предложено Жаку Гарнье. Балетмейстер принял приглашение, и в 1980 г. он возвращается в некогда оставленный им театр – теперь уже в качестве руководителя новой труппы, которая была названа Группой хореографических исследований. Гарнье возглавлял ее до конца своей жизни (а она, к сожалению, не была долгой). Невозможно перечислить всех хореографов, которые работали с Группой за годы его руководства – это и Мерс Каннингем, чье искусство стало ориентиром для самого Гарнье, и Каролин Карлсон, и Майкл Кларк, и Пол Тейлор, и Люсинда Чайлдс, и многие другие. Примечательно, что Гарнье привлекал к работе с Группой хореографических исследований не только знаменитых балетмейстеров, не меньше внимания уделял он сотрудничеству с молодыми хореографами, начинающими свой путь в искусстве. С одной стороны, они приносили новые художественные идеи, с другой – сотрудничество с одной из трупп Парижской оперы играло важную роль в их карьере. В 1980-х гг. с труппой Жака Гарнье работали Франсуа Веретт, Режин Шопино, Стефани Обен и другие представители нового поколения хореографов Франции.