(1930-2018)
Сто сорок шесть балетных постановок… Не всякий хореограф может похвалиться столь внушительным творческим наследием! Но именно столько спектаклей создал за свою долгую творческую жизнь американский балетмейстер Пол Тейлор.
Будущий балетмейстер появился на свет в непростое для его родной страны время – разразился грандиозный экономический кризис, вошедший в историю под названием Великой Депрессии. Родиной Тейлора был город Уилкинсберг, расположенный в штате Пенсильвания, но детство прошло в Вашингтоне. Осознание своего предназначения в жизни пришло не сразу – он занимался плаванием, в конце 1940-х гг. обучался искусству живописи в Сиракузском университете. Но еще раньше – будучи школьником – он нашел в школьной библиотеке книги об искусстве танца, и они показались ему чрезвычайно увлекательными. В конечном итоге он оставил живопись и занялся искусством танца. Произошло это в 1951 г. – Тейлору был двадцать один год. Считается, что в таком возрасте начинать уже поздно – но это его не останавливало. Он поступает в Джульярдскую школу, и в пору обучения в ней создает свои первые постановки. Но для полного раскрытия балетмейстерского таланта необходимо было основать собственную труппу – что Тейлор и сделал в 1954 г.
Труппа, получившая название Paul Taylor Dance Company, поначалу была невелика. Деятельность ее основателя в те годы не ограничивалась работой с собственной труппой – он выступает как танцовщик. Например, в балете Марты Грэм «Клитемнестра» он исполнил роль злодея Эгисфа, а Джордж Баланчин специально для него создал сольную партию в балете «Эпизоды». Но, разумеется, в центре внимания молодого хореографа было создание собственных постановок… Какими они были? Годы творческого становления всегда бывают отмечены интенсивным поиском, в котором не обойтись без крайностей, и некоторые работы казались весьма необычными и даже дерзкими. Например, в постановке под заглавием «Epic» исполнитель, одетый в деловой костюм, медленно двигался по сцене, а в «Семи танцах»… вообще не было никаких танцевальных движений. После этого спектакля Марта Грэм охарактеризовала Тейлора как «непослушного мальчика», не остались в долгу и критики – один из них весьма остроумно опубликовал в качестве рецензии пустую страницу.
Среди ранних творений Пола Тейлора особое место занимает «Ореол», который был впервые представлен публике в 1962 г. Он казался одновременно и менее радикальным, и более неожиданным, чем предыдущие постановки Тейлора. Сам балетмейстер определил его главную сущность как «парящий дух». Необычность балета заключалось в соединении музыки Георга Фридриха Генделя с современным танцем – впрочем, некоторые черты классического танца тоже присутствуют в произведении. Органичное сочетание столь разных элементов произвело на публику колоссальное впечатление – к хореографу пришел первый большой успех.
В последующие годы Тейлор не раз удивлял публику, сочетая язык современного танца со старинной музыкой, заимствуя движения из плавания (благо опыт в этом виде спорта у него есть) и даже… из мира насекомых. Чрезвычайно широк диапазон музыкальных произведений, на которых он основывал свои постановки – от музыки Ренессанса и барокко до сочинений Арво Пярта, от танго и регтайма до реальных городских звуков. Не менее обширен диапазон образный – у Тейлора есть балеты и комедийные, и романтические, но в тематике своих произведений он никогда не боялся дерзости – например, в балете «От моря до сияющего моря», созданном в 1965 г., он подверг осмеянию национальные американские символы (в названии – аллюзия на песню «America, the Beautiful»). В его творениях возникают такие темы, о которых не принято говорить – например, инцест («Большая Берта») Не менее провокационным выглядел созданный в 1983 г. балет «Закат», представляющий в неприглядном виде армию. В 1990-х гг. в его балетах возникают такие актуальные для своей эпохи темы, как фанатизм и религиозный экстремизм. Но какие бы острые темы ни затрагивал Пол Тейлор в своих постановках, он неизменно убедителен. В одной из публикаций в газете «Нью-Йорк таймс» он был назван «одним из величайших поэтов хореографии».
Заслуги балетмейстера отмечены многочисленными наградами: «Эмми», приз Кеннеди-центра, Национальная медаль США, французский Орден Почетного легиона и другие. Талант Пола Тейлора проявился не только в хореографии, но и в литературе – в 1987 г. его книга «Частное владение» была объявлена лучшей автобиографической книгой года. В статье «Почему я ставлю танцы» он рассказал о своих творческих принципах, а в 2013 г. издал сборник эссе под заглавием «Факты и фантазии».
В качестве танцовщика Тейлор выступал до 1975 г., а деятельностью балетмейстера он продолжает заниматься и по сей день, невзирая на почтенный возраст.
Пока нет комментариев