В такую хмурую британскую погоду, как стоит в Москве нынче, надо, вероятно, перенимать английский опыт выживания. Камин, плед и юмор – вот что нас спасет. У кого нет камина, тот, если захочет, может прихватить с собой плед и отправиться в театр «На Басманной» посмотреть музыкальную комедию «Здравствуйте, я ваша тетя!». Настроение точно поднимется

Название нам знакомо: «Тетю» мы нежно любим, начиная с 1975 года, когда на голубые экраны вышел блистательный фильм Виктора Титова с Александром Калягиным в главной роли. Сценарист и режиссер Павел Степанов, который сделал адаптацию пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарлея», включил в текст яркие цитаты из этой комедии. Но в основном он придерживался оригинала, поэтому зритель, получая удовольствие узнавания, все же увидит нечто для себя новое.

Действие происходит в Оксфорде, в среде студентов, чьи пылкие чувства сдерживают материальные интересы старшего поколения. Джек Чеснэй и Чарли Уайкхэм влюблены в Энни и Китти, но опекун девушек Спетлайг не хочет давать им приданое, а полковник Чеснэй разорен. Вся надежда на богатую тетушку Чарли – донну Люсию, которая должна приехать из Бразилии, «где много-много диких обезьян». Однако тетушка-миллионерша задерживается, вот-вот разразится катастрофа… И тут на сцене появляется шикарный бездельник лорд Фрэнкерт Баберлей, для своих – просто Бабс, и спасает положение.

Автор «Тетки Чарлея» Уильям Брэндон Томас обладал богатым жизненным опытом и знанием людей. В четырнадцать лет он сбежал из дома и нанялся на корабль матросом. Вернувшись из плавания, пробовал себя в качестве коммивояжера, журналиста и певца в ресторане. Песни он сочинял сам, и многие из них стали популярны. Но на самом деле Томас мечтал стать актером. В 1879 году он вошел в театральную труппу Kendals и с ней объездил все Соединенные Штаты. Томас играл небольшие роли, сочинял пьесы для Kendals, а потом и для других трупп. 29 февраля 1892 года его трехактная «Тетка Чарлея» была поставлена на сцене лондонского Королевского театра. Томас написал эту комедию специально для Уильяма Сидни Пенли, который выступил режиссером и исполнителем главной роли. Спектакль имел такой успех у публики, что через десять месяцев его перенесли из Королевского театра в больший по размеру театр «Роялти», еще месяц спустя – в театр «Глобус». «Тетка» побила все мыслимые рекорды своего времени. Первая лондонская постановка собирала полный зал 1466 раз, бродвейская постановка шла четыре года подряд. Фарс был переведен на многие языки мира и ставился во многих странах, даже в Египте. В России он появился уже в 1894 году в театре Корша. К сожалению, Томас не дожил до первой экранизации своей комедии в 1915 году, а уж потом экранизаций и постановок было, как «в Бразилии донов Педров – и не сосчитаешь».

История «Тети» в театре «На Басманной» тоже обернулась своего рода комедией. Впору было воскликнуть вместе с лакеем Брассэтом: «Что это за скачки с препятствиями? Странные вещи у нас творятся!» Неожиданности возникали на каждом шагу. Начнем с того, что Александр Бараев был приглашен в качестве аранжировщика, но вовсе не композитора. Он представил на суд руководителей театра сделанную им обработку музыки Оскара Фельцмана, а заодно и собственную версию в джазовом стиле. Руководители послушали, переглянулись… и выбрали сочинение Бараева. Балетмейстером пригласили Виктора Ширяева, работавшего когда-то с театром очень плотно, но затем сделавшего долгий перерыв в сотрудничестве. Художественный руководитель театра Жанна Тертерян вернулась к проверенному тандему и не прогадала. В итоге стильные танцы очень украсили спектакль.

Ее режиссерское чутье проявилось и в выборе главного героя… ну, или героини. Раньше Дмитрий Опаричев играл только роли второго плана. Предложение Жанны Тертерян всех удивило, никто, кроме нее не верил, что Опаричев справится. Но она сделала свою ставку и не прогадала. Вальяжный, веселый и добрый Бабс стал душой пьесы. Некоторая округлость форм отлично подходит для бразильской тетушки, да и его ножки, прямо скажем, хороши. И в мужском, и в женском костюме Дмитрий выглядит, поет и танцует абсолютно органично. Конечно, иногда он «косит» под Калягина, но, думаю, это вполне объяснимо и простительно. Тем более что Бабс Томаса имеет, в сущности, мало общего с героем фильма: милый студент-прогульщик помогает друзьям скорее по доброй воле, чем по принуждению, и с удовольствием водит за нос своих алчных «женихов» – адвоката и военного, пока не влюбляется сам. Тут он прямо заявляет Джеку и Чарли: «Я решил кончить эту комедию главным образом потому, что ваши барышни обнимают и целуют меня, а я влюблен в другую». Но, конечно, комедия продолжается, а вот в кого именно влюбился Бабс по версии театра «На Басманной», я вам не скажу.

Еще одним открытием стал сыгравший Чарли молодой актер Алексей Матюкевич. Он учился во ВГИКе, никогда специально не занимался пением, но на прослушивании в труппу удивил музыкальностью и вокальными данными истинного самородка. Вообще новеньких «На Басманной» много, и «Тетя» представила зрителям свежий состав. Правда, кое-кто пришел «на старенького» – это актер театра «Экспромт» Константин Месропян. Его приглашение оказалось кстати: неутомимый проныра Спетлайг в его исполнении вызывает у публики припадки хохота.

Лакея Брассэта сыграл Михаил Гуро. Роль могла бы получиться гораздо более интересной, учитывая талант и харизму актера, но ее почему-то не дотянули, не додумали, и Брассэт, увы, в этом спектакле бледноват. На самом же деле вороватый слуга может стать отличным партнером Бабса в качестве сообщника, сочувствующего или даже просто стороннего наблюдателя. Вариантов масса и грешно было бы ими не воспользоваться.

Постановка готовилась долго, но осуществилась быстро. Поскольку театр «На Басманной» до сих пор не имеет своего помещения, репетировать было негде. Текст написан, инструментовка сделана, костюмы сшиты… А репетиции начались только в октябре. Перед премьерой пришлось действовать в поистине комическом темпе – спектакль был собран за три недели. «Уф, наконец-то я чувствую себя опять мужчиной!», – вздохнул с облегчением Бабс.

«Это комедия-фарс о жизни студенчества в Оксфорде», – говорит о своей постановке режиссер Жанна Тертерян, добавляя при этом, что «известные события принимают в спектакле совершенно невероятный оборот». Невероятные обороты – суть комедии, что-то вроде витамина D, редкого для нас, но необходимого элемента.

Автор фото: Елена Лапина

Все права защищены. Копирование запрещено