Может ли интерес к фольклорным истокам органично сочетаться с увлечением современными композиторскими техниками? Композитор Владимир Иванович Мартынов убедительно доказал, что это возможно. С самого начала своего творческого пути он был одним из самых радикальных авангардистов в отечественной музыке, что не мешало ему еще в годы учения интересоваться фольклором разных народов, этот интерес он сохранил и впоследствии. На протяжении 1960–1970-х гг. он совершил несколько фольклорных экспедиций, посетил горные районы Таджикистана, Северный Кавказ, Центральный Памир. Интересовал его и русский фольклор. В разные периоды своей творческой жизни Владимир Иванович увлекался и серийной техникой, и электронной музыкой, и рок-музыкой, но традиционное искусство всегда играло для него роль духовного ориентира. Одним из результатов непреходящего интереса к ней стало создание композиции «Ночь в Галиции», написанной в 1996 г.

Это произведение предназначается для ансамбля струнных и фольклорной группы. Жанр его довольно сложно определить однозначно, если не сказать – невозможно: в нем есть нечто и от традиционного русского театра (от тех представлений, которые некогда разыгрывались ни площадях), и от древних магических ритуалов. Некая двойственность заложена уже в сочетании литературных источников, которыми воспользовался композитор. С одной стороны, это русский фольклор – «русалочьи песни», записанные в XIX столетии Иваном Петровичем Сахаровым и опубликованные в сборнике «Сказания русского народа», с другой – стихи Велимира Хлебникова, поэта, который тоже во многом ориентировался на фольклорные истоки, но они в его творениях не предстают в первозданном виде, а причудливо преломляются через призму его собственного видения мира, характерного для человека его эпохи, вошедшей в историю русского искусства как Серебряный век. Композитор позаимствовал тексты из двух сочинений Хлебникова – поэмы «Лесная тоска» и стихотворения «Ночь в Галиции», давшего заглавие произведению Мартынова (в котором поэт тоже опирался на материалы из «Сказаний русского народа», в частности, песни ведьм).

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти