Алексей Максимович Горький вошел в историю отечественной литературы как создатель литературных произведений, отразивших острейшие социальные противоречия – то, что сам писатель именовал «свинцовыми мерзостями капитализма», но не всегда творчество Горького было таким, в молодости он отдал дань романтизму. Одно из романтических юношеских сочинений – поэма «Девушка и смерть» – стала основой одноименного балета саратовского композитора Виктора Владимировича Ковалёва.

«Девушка и смерть», которую сам Горький определил как «сказку», была создана писателем в 1892 г., но по цензурным соображениям поэма не допускалась к публикации – лишь в 1917 г. она была напечатана в сборнике. Произведение это на первый взгляд может показаться непритязательной сказкой – но смысл в нем заключен, быть может, более глубокий, чем в позднейших произведениях Горького, которые сам писатель ценил выше (ведь социальные проблемы, присущие той или иной эпохе, приходят и уходят, а вечные вопросы Жизни и Смерти остаются). И не случайно Иосиф Виссарионович Сталин, не удостоивший хвалебными речами ни пьесу «На дне», ни роман «Жизнь Клима Самгина», адресовал «Девушке и Смерти» фразу, ставшую крылатой: «Эта штука посильнее “Фауста” Гёте!» Сюжет являет собой нечто среднее между народной сказкой и притчей. Царь возвращается с войны, потерпев поражение, и внезапно замечает за кустом смеющуюся девушку, которую только что поцеловал возлюбленный. Царю кажется оскорбительным, что подданная счастлива в момент его позора, и разгневанный государь предает девушку в руки Смерти.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти