«Творческая мастерская молодых хореографов», впервые появившаяся на свет в 2013 году, традиционно проходила в рамках Международного фестиваля балета Мариинский. Поскольку в этом году, официально объявленном «Годом балета», фестиваля не последовало, то и «Мастерской» не ждали. Однако под конец сезона случился приятный сюрприз: молодых хореографов все-таки выпустили на сцену Мариинки-2 с программой, где смогли показать свои достижения шестеро сочинителей.

Совсем неизвестных имен публике не предъявили, все участники имеют за плечами постановочных опыт, а большинство из них прошло через «Мастерскую».

Курс на бессюжетную неоклассику задал открывший первое отделение номер Дмитрия Пимонова «Divertimento» на музыку Леонарда Бернстайна. Кристина Шапран, Екатерина Осмолкина, Тимур Аскеров, Максим Зюзин показали интересные по контрастной пластике дуэты. Девушки продемонстрировали затейливую игру стоп. Но самыми впечатляющими оказались костюмы – простые по крою, изысканных расцветок. Их автор, знаменитый петербургский модельер Татьяна Котегова, явно выиграла первенство у хореографа.

Миниатюра «Цветы» Константина Кейхеля на музыку Concerto Rotondo для виолончели соло композитора Джованни Соллимы – дуэт в исполнении Мей Нагахиса и Виктора Кайшета. Минимально прикрытые белыми тряпочками два тела (художник по костюмам Кейхель), соединенные практически неразрывно, перетекали из комбинации в комбинацию, сцеплялись, переплетались в хитроумных позах.

Ольга Васильева, победитель конкурса молодых хореографов фестиваля «Context. Диана Вишнёва» 2016 года, представила номер «Фламинго» на музыку Чайковского из балета «Щелкунчик», задействовав женскую часть труппы (Юлия Кобзарь, Злата Ялинич, Мария Шевякова, Анастасия Яроменко, Елизавета Каукина, Ольга Громова). Начало, когда на просцениуме перед закрытым занавесом танцовщица забавляется с пушистым беленьким перышком, сразу настроило на веселый лад. Опус, действительно, был шуточным. Девушки вполне правдоподобно изображали означенных в названии птиц. Они важно вышагивали, высоко вскидывая колени, а вытянутые руки с пальцами, сложенными «птичкой» – жестом, подвластным самым маленьким деткам – довершали портреты пернатых. Иногда ручки складывались на животиках, как у дрессированных собачек. С музыкой вальса Чайковского происходящее никак не соотносилось. Возможно, Васильева хотела доказать, что у хореографии свои законы и озвучка может быть любой. Но с Чайковским шутки оказались плохи.

Бывший солист Михайловского и Мариинского театров, ныне танцующий в Большом, Андрей Меркурьев сочинил «Pas de deux – гала» на музыку Концерта для фортепиано с оркестром ля минор (III. Allegro moderato molto e marcato) Эдварда Грига. Сам и художником по костюмам и свету выступил, сам и станцевал вместе с московской партнершей, артисткой балета Большого театра Дианой Косыревой. Меркурьев, наиболее именитый из молодых хореографов, показался весьма банальным. Перепевы комбинаций в стиле Джорджа Баланчина, грамотно слаженные с музыкой, исполненные ровно и украшенные ударным, но затянувшимся финалом, не вывели опус за рамки ординарных концертных номеров.

Лучше смотрелся другой «привет от Баланчина» – «Концертный вальс» Максима Петрова на музыку «Концертного вальса №1 для оркестра» Александра Глазунова. Танцовщик Мариинского театра Максим Петров, выпускник Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, в труппе с 2012 года. Он неизменный участник «Творческой мастерской» и уже имеет хороший балетмейстерский багаж: балеты «Cinema», «Балет №2», «Дивертисмент короля», «Павловск», «Русская увертюра». В этом году он поставил в «Балете Атланты» «Сoncerto Armonico» на музыку Александра Черепнина. В показанной новинке задействованы ведущие солисты Мариинки Виктория Терёшкина, Дарья Павленко, Андрей Ермаков и 12 артистов балета. Петров обладает способностью заполнить сцену численно небольшим составом исполнителей, придать танцу масштаб. Он изобретательно соединяет солистов и кордебалет. И еще одна важная черта Петрова: его так называемый «чистый танец», действительно, чист своим позитивом, внутренним светом, который только подчеркивают белые тюники танцовщиц.

Второе отделение и честь завершить вечер были отданы одноактному балету «Пульчинелла» Игоря Стравинского в постановке Ильи Живого. Творческий путь хореографа схож с карьерой Максима Петрова. Живой так же окончил Академию русского балета имени А.Я.Вагановой, в труппе с 2008 года. И в «Мастерской» не новичок. Его балет «Времена года» на музыку Макса Рихтера включен в репертуар театра. Однако «Пульчинелла», безусловно, знаковая веха в работе Живого. Сюжетный балет, да еще и комедия – уже неординарное событие по нынешним временам. Но не только выбором жанра отличился хореограф. Главное достоинство постановщика – понимание стиля комедии дель арте. Подчеркнутая зрелищность театра масок, непринужденное веселье, импровизационная живость коллективного действа скрашены у Живого чувством меры, позволяющим обходиться без грубых буффонных шуток и дозированно использовать трюки. Намеренную строгость выгодно подчеркивают бело-черные костюмы (художник София Вартанян) и скупые декорации (оформление Ильи Живого).

К достоинствам хореографа относится и умение соединить танцевальные сцены и игровую пантомиму, где щедро используется выразительный жест. По пантомиме артисты труппы соскучились больше, чем по танцам, азарт всех участников спектакля делает зрелище драматургически целостным. Хороши женские партии, в которых с успехом выступили Виктория Терёшкина (Пимпинелла), Ника Цхвитария (Пруденца), Анастасия Лукина (Розетта). Не подкачали и мужчины: Ислом Баймурадов (Актер), Василий Ткаченко (Флориндо), Евгений Коновалов (Ковьелло). А главный герой Пульчинелла – Филипп Стёпин, – по ходу спектакля не снимающий маски, лишился ее только на поклонах.

В финале «Пульчинеллы», когда разрешились все перипетии сюжета, на сцене воцарилось общее веселье, которое передалось зрительному залу. Публика явно не пожалела, что променяла полуфинал чемпионата мира по футболу на балет. Балет выиграл у футбола! Неплохой результат.

Фотограф: Любовь Улаева

 

Все права защищены. Копирование  запрещено.