(1866-1901)

Василий Сергеевич Калинников… этот человек не произносил эффектных фраз о борьбе с судьбой, но жизнь его от начала и до конца ее была исполнена борьбы с жестоким роком. То, что он не просто стал композитором, но и оставил в истории русской музыки яркий след, было поистине чудом, точнее – торжеством человеческого духа.

Эпоха, когда жил Калинников, располагала к проявлению музыкального таланта – достаточно перечислить его современников, среди которых такие великие имена, как Николай Римский-Корсаков и Сергей Танеев, Анатолий Лядов и Александр Глазунов, уже начинали свой творческий путь Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Если от природы человек не совсем уж бездарен, в такой исторической обстановке грех не стать музыкантом… если, конечно, повезло родиться в одной из столиц, желательно – в семье, которая способна позаботиться об образовании талантливого сына. У Василия Калинникова не было ни того, ни другого: захолустное село в Орловской губернии, многодетная семья бедного станового пристава. Обычными способами времяпрепровождения там были карточные игры и выпивка – для многих, но только не для Калинниковых. В этой семье интересовались музыкой, пением. Разумеется, о профессиональном обучении речи не было – даже нотной грамоте мальчика учил не музыкант, а земский врач, увлекавшийся музыкой, но была и иная «музыкальная школа» – народная песня, которую Василий Калинников слышал с детства. «Пробелом» в его детских музыкальных впечатлениях стала музыка оркестровая – мальчик ни разу не слышал оркестра до двенадцатилетнего возраста. Примечательно, что впоследствии именно оркестровые произведения станут главной «точкой приложения» его творческих сил.

Основы музыкального образования, в частности, хорового дирижирования Калинников все же получил – этому обучали в семинарии. Но духовная карьера молодого человека не прельщает – он желает быть музыкантом. С этой целью он отправляется в Москву, где поступает в консерваторию и обучается там в течение года. Увы, за обучение необходимо платить – а денег нет, по этой причине консерваторию приходится покинуть. Правда, существует еще и музыкально-драматическое училище при Филармоническом общества – там можно обучаться бесплатно, если поступить в класс того или иного духового инструмента. Калинников отдал предпочтение фаготу, но в первую очередь его интересуют музыкально-теоретические дисциплины. Одновременно он приобретает исполнительский опыт – ведь ученики этого заведения участвуют в концертах и оперных спектаклях. Не забывает Калинников и об общем образовании – в Московском университете он слушает лекции по истории.

Сказать, что жизнь Василия Калинникова была нелегкой – значит, ничего не сказать. Он прекрасно знает, в каком материальном положении находится его семья, и о том, чтобы рассчитывать на финансовую поддержку со стороны родителей, нет и речи – изыскивать средства к существованию приходится самому, и тут хороша любая возможность заработать, будь то частные уроки, переписывание нот или игра в оркестре. Но если отец и не мог помочь сыну материально, то он поддерживал его морально, в своих письмах советуя «погрузиться в мир музыкальной науки» и не отступать перед трудностями. Но скоро не стало и этой поддержки – отец умер.

Первыми изданными сочинениями Василия Калинникова стали три романса. Особую популярность приобрел один из них – «На старом кургане». Романсы эти были напечатаны в 1887 г., а по прошествии двух лет композитор явил себя публике в качестве автора произведений для симфонического оркестра: сначала была исполнена симфоническая картина «Нимфы», созданная по мотивам одноименного тургеневского стихотворения в прозе, а затем – Скерцо, причем во втором случае дирижировал сам композитор.

В последующие годы Калинников вновь создает оркестровые произведения – музыку к трагедии Алексея Толстого «Царь Борис», симфоническую картину «Кедр и пальма». Одно из его творений – Сюита – удостоилась одобрения от самого Петра Ильича Чайковского. Наряду с симфонической музыкой композитор пишет фортепианные пьесы, среди которых особую известность приобретает «Грустная песенка». По заказу Саввы Мамонтова он начал работать над оперой «В 1812 году» – и остается только пожалеть, что сочинение не пошло дальше пролога.

Работает Калинников и в жанре симфонии, в котором создает два произведения. Судьба Первой симфонии оказалась нелегкой: директор Московской консерватории отказался включать ее в концерты Русского музыкального общества (якобы из-за технических недостатков, а в действительности – потому, что не желал пропагандировать музыку выпускника конкурирующего заведения), резко раскритиковал симфонию Римский-Корсаков. Лишь после премьеры в Киеве произведение было оценено по достоинству.

В последние годы жизни Калинникову приходилось бороться не только с бедностью и непризнанием, но и с туберкулезом. Поразительно, но в музыке, созданной в это время, нет и намека на отчаяние – она исполнена светлой лирики.

Последней радостью стало для умирающего композитора издание его симфонии в 1900 г. Он так и не узнал, что полученный им гонорар в действительности был материальной помощью от друзей – издательство не заплатило ему ни копейки… Четыре месяца спустя Калинников ушел из жизни.

 

Музыкальные Сезоны