10 февраля 2017 года труппа Miami City Ballet покажет в Майами премьеру балета «Поцелуй феи» в постановке Алексея Ратманского. Спектакли продлятся до 12 марта.
Какой балетоман не мечтает увидеть хотя бы краешком глаза отрывки из нового балета до его премьеры, услышать из уст самого балетмейстера, как он создавал свое детище, или побывать в святая святых – репетиционном зале?
Вот уже много лет подряд специальная программа Works and Process при одном из лучших музеев Нью-Йорка – музее Гуггенхайма позволяет всем желающим встретиться с артистами, танцовщиками, хореографами, музыкантами накануне их премьер и показов.
В последние дни января мне посчастливилось побывать на встрече с балетмейстером Алексеем Ратманским, художественным руководителем Miami City Ballet Лурдес Лопес и дизайнером проекций Вендалл К. Харрингтон. Они рассказали зрителям об истории создания балета в далекие 20-е годы прошлого года, о своей новой постановке, а одиннадцать замечательных танцовщиков труппы показали несколько отрывков из балета.
Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась 27 ноября 1928 года в Париже. За год до этого Игорь Стравинский захотел создать произведение в память о своем любимом композиторе, П. И. Чайковском, со дня смерти которого прошло на тот момент тридцать пять лет. Что могло быть лучшим памятником великому балетному композитору, как не новый балет и на его любимую сказочную тему? В качестве основы для балета Стравинский взял сказку Г. Х. Андерсена «Ледяная дева» и совместно с художником А. Бенуа написал либретто в четырех частях. Музыку композитор сочинил сам, но это была, скорее, адаптация мелодий и песен Чайковского, очень талантливый и красивый микс, как принято сейчас говорить, музыкальный фьюжн. В музыке «Поцелуя феи» отчетливо слышны звуки Чайковского, но и узнаваем стиль Стравинского. В заглавии к балету сам композитор написал: «аллегорический балет в четырех картинах, навеянный музыкой П. И Чайковского». Знатоки музыки узнают в мелодиях балета такие произведения великого композитора, как «Колыбельная в бурю», «Зимний вечер», Юмореска для фортепиано, «Ната-вальс». Есть там и тонкая имитация симфонического антракта из «Спящей красавицы», отзвуки Третьей симфонии и мелодия романса «Нет, только тот, кто знал».
Самая первая постановка балета была связана не с труппой Сергея Дягилева (как это было бы ожидаемо), а с танцевальным коллективом Иды Рубинштейн. Это она попросила Стравинского о новом балете, а тот, по ряду причин, не пожелал на тот момент дать Дягилеву свое очередное творение – так, волею судьбы, балет «Поцелуй феи» поставила на сцене театра Гранд-опера Бронислава Нижинская, сестра легендарного Вацлава Нижинского. Дягилев был огорчен и зол, его реакция на балет была далеко не лестной.
С тех пор балет привлекал многих известных хореографов. В СССР, где Стравинский долгое время был непризнанным гением, балет ставили лишь на таллинской сцене в 1971 году. Среди мировых влиятельных хореграфов к нему обращались Джордж Баланчин, Фредерик Аштон, Морис Бежар и многие другие. Баланчин на протяжении всей своей жизни сделал несколько постановок этого балета, каждый раз стремясь к совершенству.
Кажется, именно этого добивается с «Поцелуем феи» и Алексей Ратманский – для него это уже третья постановка балета Стравинского.
В далеком 1995 году на Международном конкурсе артистов балета и хореографов им. Сержа Лифаря Ратманский получил, в качестве приза, возможность поставить полноценный балет на сцене Киевской национальной оперы.
«Это был мой самый первый балет, – вспоминает балетмейстер, – первый балет с оркестром, костюмами, для меня это была, конечно, большая честь. Я выбрал этот балет, потому что он мне показался идеальным по размеру, у меня было всего двадцать дней на работу над ним. Я, конечно, знал, что многие известные хореографы ставили его и сталкивались с проблемами, но я считал, что я-то их решу. Конечно, сейчас, и даже тогда, месяц спустя, я уже видел и понимал, какой бедной вышла моя попытка».
Через четыре года Ратманского позвали в Мариинский, и вновь, по его словам, расписание было настолько сумасшедшим, времени катастрофически мало, и он решил возобновить уже имевшийся в его репертуаре балет. Во вторую версию «Поцелуя феи» он добавил новые сцены, что-то заменил, но опять балет не получился таким, каким он в идеале хотел бы его видеть. «Хотя у меня и был потрясающий состав труппы, партию Феи исполняла Ульяна Лопаткина!» – говорит Ратманский. Обе свои предыдущие постановки он сам считает скучными, и желание вернуться к балету и усовершенствовать его никогда балетмейстера не покидало.
И вот теперь Лурдес Лопес, художественный руководитель Miami City Ballet, обратилась к Ратманскому с просьбой поставить для их труппы новый балет. Она хотела, чтобы сюжет или музыка были каким-то образом связаны с Россией и чтобы в основе балета была история. Пять лет назад Ратманский уже сотрудничал с этой труппой, и у него, как и у Miami City Ballet, остались от этого самые теплые впечатления и хорошие воспоминания.
«На тот момент я не являлась художественным руководителем труппы, – рассказывает Лурдес, – но много раз видела ту постановку Алексея (речь идет о балете «Симфонические вариации»). Кроме того, что сам балет очень красивый, меня потрясли отношения хореографа с труппой. Редко бывает, чтобы приглашенный балетмейстер вот так вот с ходу влился в коллектив, понял индивидуальность каждого танцовщика, сумел подчеркнуть сильные стороны каждого. Поэтому мне хотелось поработать с Ратманским. Я знала, что хотя переложить историю на язык танца могут не все хореографы, Алексею это дано. И я предложила русскую тему, потому что в ДНК каждого хореографа, так или иначе, заложена самобытность его народа, и я думала, что он будет ощущать себя наиболее органично, обращаясь к тому, что знает с детства».
После встреч и долгих обсуждений в переписке, перебрав русский фольклор, Пушкина и другие сюжеты, агент Ратманского предложила Лурдес Лопес балет «Поцелуй феи». «Имейте в виду, – написала она, – что Алексей уже дважды ставил этот балет, но он, конечно, сделает для вас совсем новую версию».
«Miami City Ballet я считаю одной из лучших трупп, – говорит Алексей Ратманский. – С первого же дня в студии у нас с танцовщиками возникло взаимопонимание. Мне нравится их отношение к процессу работы, энергия, невероятная сфокусированность, это очень красивая труппа. Ну и, конечно, климат Майами очень привлекает», – смеется он.
Новый балет длится сорок пять минут, в нем задействовано двадцать пять танцовщиков. Как и в оригинальном либретто Стравинского, в балете четыре действия и эпилог.
Сквозь буран и метель по дороге идет мать с младенцем на руках. Сильный ветер сбивает ее с ног, она падает и умирает, накрыв собой дитя. Когда небо проясняется, появляется Фея в окружении духов, она целует ребенка и исчезает со своей свитой. Потом на дороге появляются крестьяне, они находят малыша и забирают его в свою деревню. Далее мы видим уже взрослого юношу накануне его свадьбы. Он счастлив и возбужден, возвращаясь домой после встречи с невестой. На пути ему встречается цыганка (это переодетая Фея, когда-то запечатлевшая на его лице поцелуй). Она вызывается погадать юноше и предрекает ему большое счастье. Он не удивлен, счастье естественно, ведь скоро у него свадьба. Однако Фея уточняет, что это будет совсем иное счастье. Юноша растерян и огорчен. В следующей сцене, идя, как он думает, на встречу со своей невестой, он становится жертвой нового розыгрыша Феи: она переодевается в свадебный наряд его невесты и снова целует его. Балет заканчивается тем, что Фея забирает юношу в «Страну без времени и пространства», как называл это Стравинский.
Сказку Андерсена композитор использовал как аллегорию, посвященную жизни и гению Чайковского. Поцелуй Феи – это поцелуй Музы. Тот, на кого падет ее выбор, тот, кого однажды Муза выделит своим поцелуем, уже никогда не будет принадлежать этому миру.
«Музыка балета просто божественная, – говорит Ратманский. – И то, какой ритм придал ей Стравинский, как оформил мозаику из произведений Чайковского, – лучшего и не пожелаешь. Процесс работы над балетом я начинал с прослушивания музыки, с погружения в нее. Делал наброски движений, сначала выбирал самые понравившиеся эпизоды, а самые трудные оставлял на потом – не знаю, правильный ли это подход. Но я за годы своей практики по-разному подходил к хореографии, перепробовал многое. Я уже с самого начала работы над «Поцелуем феи» знал, каким сделаю финал. Он был проблематичным – в прежних постановках Баланчина. На сцене висела сеть, наверху которой стояла Фея, и юноша взбирался по этим веревкам, символизируя свой уход в Страну без времени и пространства. Потом он долго спускался вниз, когда аплодисменты уже звучали в зале, и получалось, что конец скомкан. И я думал: Фея забирает героя в свою страну, он отказывается от своей обычной жизни ради служения искусству. Как мы можем это показать?»
На помощь Ратманскому пришли новейшие технологии – наряду с традиционными декорациями, выполненными дизайнером Джеромом Капланом, в балете будут много использоваться проекции. «Используя технологии проектора, – рассказала дизайнер по проекциям Вендалл К. Харрингтон, можно полностью изменить и балетный мир, и декорации конкретного балета».
Ратманского и Харрингтон связывают долгие годы совместного творчества, это уже их седьмой по счету балет. Дизайнер рассказывает, что балетмейстер дает ей много свободы для самовыражения. На самом деле ни он, ни даже она до сих пор точно не знают, какие именно проекции будут использоваться в вечер премьеры: «Это будет импровизация. Все зависит от того, какими будут освещение, костюмы, прически, макияж – все это вместе повлияет на то, как проекции впишутся в образ балета. Я сделала очень много набросков, знаю, что большинство из них пойдут в урну, но иначе не выбрать лучшее».
Для каждой последующей постановки Вендалл улучшает, изменяет имиджи, это постоянный, не стоящий на месте процесс. «Благодаря работе с Алексеем, – говорит она, – я глубже и сильнее полюбила балет. Его работы такие гуманные, такие человечные, в каждом жесте – правда. Мне нравится его подача историй, нравится, как он работает с танцовщиками».
Хотя танцовщики выступали без костюмов, а на сцене не было декораций, судя по тем отрывкам, что зрители увидели в Нью-Йорке, балет ожидается красивым. Сюжет на сказку Андерсена, музыка Стравинского по мотивам Чайковского, хореография Ратманского, интересные декорации, молодая и красивая труппа балета из Майами – все предрекает успех.
Вишенкой на торте стали не только сцены из балета, премьеру которого зрители в Майами увидят лишь через десять дней, но и мини-репетиции с солистами прямо на сцене музея Гуггенхайма. Ратманский, стоя на ней рядом с танцующими Симоне Мессмер, исполняющей роль Феи, и Ренаном Сердейро, в роли жениха, часто останавливал их, комментируя па, повороты, осанку, предлагая свое видение образа. Он очень тонкий, вежливый, профессиональный и галантный балетмейстер. После окончания репетиции он, под аплодисменты зала, поцеловал солистке руку.
С первой постановки балета «Поцелуй феи» Алексея Ратманского прошло более двадцати лет. Тогда он был еще молодым, мало кому известным, хореографом. В наши дни Ратманский – один из самых успешных и востребованных балетмейстеров в мире. Станет ли его третья редакция «Поцелуя феи» самой лучшей из них и вообще в истории этого балета? Или же он, как Джордж Баланчин, будет всю жизнь преследовать ускользающий идеал?
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев