Последние дни февраля и начало весны в Лондоне ознаменовались снегом. Белый и пушистый, он сыпался периодически несколько дней, что парализовало движение пригородных поездов и транспорта в целом. Не рассчитан Альбион на снег, совсем. Да и редко он здесь бывает, особенно такой. Раз в декаду, а то и реже. Температура упала до -4 в Лондоне и -15 в некоторых других местах. Метель, холод, и… замечательная, насыщенная концертная неделя.
Посмотрела «Мой друг Борис Немцов» – российско-эстонский документальный фильм 2016 года молодого режиссёра Зоси Родкевич, поданный как история одного журналистского задания. Поговорила с ней после просмотра фильма. На следующий день слушала в исполнении Бориса Гильтбурга этюды Листа и Рахманинова.
Как-то, довольно давно, выходя с концерта в Королевском фестивальном холле, получила флаер с его именем. Мне оно тогда ничего не говорило, но исполняемые произведения – о многом. И я пошла послушать.
С тех пор не пропускаю ни одного его выступления в Лондоне, стараюсь, во всяком случае. Это всё еще до триумфальной победы Гильтбурга на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в 2013 году, после чего его имя стало звучать чаще. В общей сложности музыкант стал лауреатом одиннадцати международных конкурсов, на пяти из которых был удостоен первых премий. Его сравнивают со многими великими пианистами, с чем я категорически не согласна – он уникален! С огромным дарованием, харизмой и обаянием.
Видно, что он очень любит играть, и получает от этого громадное удовольствие, которое передается нам, слушателям в зале. И в этот холод в насквозь продуваемом зале церкви Святого Джона Смита лились этюды Листа, выстроенные Борисом в особом порядке, для большего воздействия и проникновения:
S.139 № 9 in A flat (Ricordanza) «Воспоминание»
S.139 № 10 in F minor (Allegro agitato molto)
S.139 № 3 in F (Paysage) «Пейзаж»
S.139 № 5 in B flat (Feux-follets) «Блуждающие огни»
S.139 № 4 in D minor (Mazeppa) «Мазепа»
S.139 № 6 in G minor (Vision) «Видение»
S.139 № 8 in C minor (Wilde Jagd) «Дикая охота»
S.139 № 12 in B flat minor (Chasse-neige) «Метель» – это было абсолютно созвучно тому, что происходило за стенами церкви.
И совсем иная энергетика после перерыва, когда Борис исполнял Рахманинова Etudes-tableaux, Op.39. Вообще он исполняет Рахманинова как никто, на мой взгляд. Вместо того, чтобы подражать Рахманинову, Гильтбург, кажется, впитывает дух композитора.
Каждая из девяти драгоценных миниатюр в цикле обладает соблазнительной двусмысленностью, от задумчивости до глубокого темного тона, прерываемой вспышками света. Гильтбург, естественный переводчик Рахманинова, играет с технической текучестью и отточенной музыкальностью.
Слушая его игру, публика временами забывала о холоде и уносилась вслед за музыкой. Впечатление, что Гильтбург не исполняет произведение, а рассказывает истории посредством музыки, и ты легко понимаешь повествование, так как эта музыкальная речь, звучание которой ясно передает характер исполняемых произведений. Интерпретации Бориса Гильтбурга убедительны настолько, что кажутся идеальными!
Зал не отпускал пианиста, и Борис не заставлял себя упрашивать, с готовностью и огромным желанием продолжая играть на бис. Он порадовал нас замечательным исполнением произведений, чистота и прозрачность которых просто завораживали. Было сыграно 3 биса: Этюд Скрябина in C sharp minor (op.2, № 1), Precipitato Прокофьева из Сонаты № 7, «Zart und singende» из «Танцев давидсбюндлеров» Шумана.
Музыкальные моменты все еще были слышны и вспоминались на протяжении всего пути, довольно сложного в этих погодных условиях, домой.
9 июня Борис Гильтбург снова будет выступать на Лондонском фестивале барочной музыки. Замечательно!
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев