16 февраля 2019 года состоялось открытие III Международного конкурса-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик».

Организаторами выступили руководитель проекта Александр Алейников и соавтор Екатерина Белоножко совместно со Студенческим советом РАМ имени Гнесиных. Мероприятие поддержало большое количество партнеров: ФГБУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), ФГБУ «Роскультцентр», Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида», онлайн-колледж «Study music», звукозаписывающая студия «Депо», фирменный салон фортепиано и роялей «KAWAI» (совместно с GrandMistery) и издательство «Планета музыки».

Александр Алейников и Екатерина Белоножко

В 2019 году на участие в конкурсной программе организаторы приняли 72 заявки от музыкантов из различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Красногорск, Коломна, Тобольск, Лобня, Балашиха, Реутов, Петрозаводск, Ярославль), а также из Германии и Латвии. В этом году были предусмотрены 4 инструментальные номинации: фортепиано, многоголосные и струнные инструменты, одноголосные и духовые инструменты, ударные инструменты. В каждой из номинаций конкурсанты делились на 4 возрастные категории: дети до 14 лет; студенты средних специальных учебных заведений; студенты и выпускники высших специальных учебных заведений; педагоги.

Елена Шаповалова и Анастасия Морева – гости проекта из Воронежа, авторы статей

Помимо конкурсных выступлений «ИмпроКлассик-2019» включал ряд мастер-классов от российских и зарубежных экспертов: Валерии Форти-Кукушкиной (Италия), Сергея Полтавского, Романа Столяра, Дмитрия Шубина, Татьяны Шатковской-Айзенберг, Валерия Гроховского, Юрия Посыпанова. Ближе к концу проекта состоялись две творческие встречи: с членами жюри 2019 года и с победителями конкурса-шоу прошлых лет. На последнюю, специально из Санкт-Петербурга, приехала Елизавета Намоченко, разделившая I место с москвичкой Ольгой Ивановой на «ИмпроКлассике-2018».

Некоторые из судей и организаторов «ИмпроКлассик-2019»

Первый день конкурса-шоу открылся прослушиванием детей (группа А), состоящим из трех творческих заданий: «Сентиментон» – передача красочной палитры заданных чувств и эмоций через музыку, «Синематон» – музыкальное сопровождение видеофрагментов, «Жанротон» – импровизация на тему в определенном жанре. Также в первый день состоялось первое выступление участников старших возрастных категорий, которые в творческом задании «Поэтон» состязались в импровизации по прочтении поэтических отрывков.

Основой «Сентиментона» послужили эмоции, листочки с которыми конкурсанты получили в ходе жеребьевки незадолго до своего выхода на сцену. Многообразие чувств и эмоций, переданных участниками через музыку, составили: укоры совести, возмущение, забота, сомнение, безразличие, взволнованность, подозрительность, нежность, тревога, настойчивая просьба, сочувствие, смешливость, испуг, мечтательность, счастье, озорство, застенчивость, скука, восторг, спокойствие, гнев, светлая грусть. Почти всем конкурсантам удалось воплотить эмоции в своей музыке.

Второй тур «Синематон» включал в себя отрывки из популярных мультфильмов: «История игрушек», «Корпорация монстров», «Рапунцель», «Мадагаскар», «Анастасия», «Как приручить дракона», а также короткометражные анимации Pixar.

В третьем этапе «Жанротон» участники детской категории импровизировали в определенных жанрах на музыкальные темы из классической музыки. Популярные мелодии А. Алябьева, М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковcкого, И. Брамса, Р. Шумана и других композиторов становились основой для экспромтов в жанрах марша, польки, мазурки, вальса, менуэта и песни без слов.

В итоге среди детей фаворитами стали: Аркадий Донцов (8 лет, г. Реутов), Серафим Создашов (12 лет, г. Коломна), Лина Тозан (15 лет, г. Петрозаводск).

На этом для детских номинаций конкурс завершился и эстафету приняли старшие возрастные категории. В творческом задании «Поэтон» участники, получив за 4 минуты до своего выхода на сцену поэтические отрывки, старались передать в импровизации доставшийся им образ. Основой для импровизаций стало творчество Н. Гумилева, С. Есенина, Р. Рождественского, С. Маршака, А. Тарковского, Н. Осеева, Ю. Левитанского, А. Белого, Б. Ахмадулиной и других поэтов.

17 февраля – второй день «ИмпроКлассика-2019» – оказался не менее увлекательным. Продолжались прослушивания участников групп B, C, D. Конкурсные выступления разделились на два этапа: «Стилитон» и «Дуэтон». «Стилитон» – импровизация на заданную тему композитора в стиле другого автора. Предложенные музыкальные темы заимствовались из музыки А. Вивальди, И. Баха, В. Моцарта, Ф. Шопена, И. Брамса, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева. В двухминутной импровизации конкурсанты фантазировали в стилях И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, К. Дебюсси, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна.

В «Дуэтоне» – завершающем этапе – конкурсанты с близкими результатами объединялись в дуэтные коллаборации по принципу «фортепиано – другой инструмент». У финалистов было по три минуты, чтобы показать совместную импровизацию на заданную ритмическую формулу. Последнее испытание стало самым сложным.

В течение двух конкурсных дней зрители могли голосовать за понравившихся участников. По итогам зрительского голосования в задании «Поэтон» победили пианисты: категория B – Алексей Демьяненко (Москва), категория C – Александр Тришкин (Балашиха), категория D – Александр Соловьев (Петрозаводск). В задании «Стилитон» победили так же пианисты: категория В – Алексей Новиков (Ярославль), категория С – Александр Тришкин (Балашиха), категория D – Людмила Москалева (Москва). В задании «Дуэтон»: категория В – Александра Филатова (скрипка, Москва), категория С – Анастасия Гончарова (фортепиано, Москва), категория D – Александр Соловьев (фортепиано, Петрозаводск). В детской категории призы зрительских симпатий распределились так: «Сентиментон» – Аркадий Донцов, «Синематон» – Лина Тозан, «Жанротон» – Серафим Создашов.

Первые два дня «ИмпроКлассика-2019» были насыщенными и волнующими. По итогам всех выступлений жюри определяло по одному лауреату приза за самую оригинальную импровизацию в каждой из четырех возрастных категорий.

фотограф – Анна Пинчук 

Статью подготовили

Анастасия Морева, региональный координатор акции
«Всеобщий музыкальный диктант» в Воронеже.
Музыковед, заведующая теоретическим отделением,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в
МБУДО ДШИ №16 г. Воронеж.

 и

Елена Шаповалова – музыковед, заведующая теоретико-хоровым
отделением МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4»,
преподаватель теоретических дисциплин, член молодежного
воронежского отделения союза композиторов России.

 

Все права защищены.