«Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова с ее пленительными образами Востока, «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского, навеянные выставкой картин Гартмана, «Пер Гюнт» Эдварда Грига, разворачивающий широкую панораму Норвегии – от картин природы до мрачных легенд… Что общего между этими музыкальными произведениями? Все они являются сюитами.
Французское слово «suite», от которого происходит название этого жанра, означает «последовательность». В сущности, здесь отражена коренная особенность музыкального искусства – развертывание во времени некой последовательности событий, что всегда предполагает изменение, ведь иначе всё происходящее приедается. Человеку, который слишком долго был серьезным, так хочется улыбнуться, а после танца медленного и величественного хочется станцевать нечто быстрое и подвижное… собственно, вот так и возник первый отдаленный прообраз сюиты. Где это произошло впервые? Трудно ответить однозначно – в Средневековье подобное встречалось и в Средней Азии, и на Ближнем Востоке, и в Европе, ведь люди везде чувствуют ритм примерно одинаково. Что же касается Европы, то здесь в XVI столетии сложилась традиция сочетать два танца, следующих друг за другом – павану и гальярду. Их соотношение идеально отражает известный принцип «единства и борьбы противоположностей»: павану никогда не танцевали в народе – это придворный танец с двухдольным (то есть соответствующим шагу) метром, дамы танцевали его в пышных платьях с шлейфами, кавалеры – при шпагах – и, конечно, музыка, сопровождавшая такой танец, была медленной и величественной. В противоположность паване, гальярда, даже название которой означает «веселая», пришла в придворный быт из народной жизни. Она имела трехдольный метр, относительно быстрый темп, а танцевали ее с прыжками и скачками.
Эти пары противоположностей (павана и гальярда) и считаются первыми сюитами, самый ранний образец такой сюиты относится к 1530 г. Подобные парные циклы создавали, в частности, английские вёрджиналисты – Уильям Бёрд, Джон Булл – но в то время, когда жили и творили эти композиторы (рубеж XVI–XVII вв.), сюиты уже «переросли» свое изначальное прикладное значение – паваны и гальярды не только танцевали, их слушали. Кроме того, в сюиту постепенно приходили другие танцы, но принцип их чередования оставался прежним: сопоставление танцев, контрастирующих друг другу по темпу, типу движения, метру (двухдольность и трехдольность). Так родился тип барочной сюиты, ставший классическим, и первопроходцем в этом плане был немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер – в его сюитах для клавесина мы находим те четыре части, которые длительное время считались обязательными для жанра: медленная четырехдольная аллеманда, быстрая или умеренная трехдольная куранта, медленная и величественная трехдольная сарабанда, стремительная жига. Подобные сюиты создавали многие композиторы эпохи барокко, включая Иоганна Себастьяна Баха – но, разумеется, крайне редко дело ограничивалось четырьмя частями. Наряду с ними в сюиты включались менуэт, бурре, полонез и другие танцевальные жанры – впрочем, не всегда речь шла о танцах, например, в клавесинных сюитах Франсуа Куперена мы встретим пейзажные и психологические «зарисовки», а в сюитах Георга Фридриха Генделя присутствуют фуги.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев