(1585–1672)
Когда речь заходит о немецкой музыке XVII столетия, в первую очередь вспоминают имя Иоганна Себастьяна Баха – его творчество составило вершину немецкой музыки эпохи барокко, он поднял на небывалую высоту практически все музыкальные жанры своего времени (обойдя вниманием разве что оперу)… Но ведь покорению вершины всегда предшествуют подступы к ней, а у всякого гения есть предшественники. Одним из ближайших предшественников Баха был Генрих Шютц. Современники почтительно именовали его «отцом новой немецкой музыки», а многие композиторы-немцы той эпохи считали себя его учениками, даже если не обучались у Шютца непосредственно.
Родина Генриха Шютца – город Кёстриц, расположенный в Тюрингии. Генрих был вторым из восьми детей хозяина гостиницы. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Вайсенфельс, где отец также владел гостиницей. Именно там в жизни Генриха произошло судьбоносное событие: в гостинице остановился Мориц, граф Гесен-Кассельский. Аристократ услышал, как мальчик напевал песню, и понял, что перед ним весьма одаренный ребенок. Будучи ценителем музыки, аристократ взял Генриха к своему двору в Касселе, где тот стал хористом и учеником Георга Отто, придворного капельмейстера. Кроме того, Генрих обучался в «Коллегиуме» – учебном заведении, находившемся в Касселе и дававшем подготовку к поступлению в университет.
Шютц стал студентом Марбургского университета в 1607 г., он изучал юриспруденцию, но по прошествии двух лет – по совету все того же ландграфа Морица – отказался от намерения стать юристом. Благодаря поддержке своего влиятельного и богатого покровителя Генрих отправился в Венецию, где в течение трех лет обучался у итальянского композитора Джованни Габриели. Итогом обучения явилась публикация в 1611 г. книги пятиголосных мадригалов на стихи итальянских поэтов.
В 1613 г. Генрих Шютц возвратился к Кассельскому двору, при котором получил должность второго органиста, но в скором времени его пригласил на службу курфюрст Саксонский. Ландграф не был расположен отпускать музыканта (это даже послужило поводом для дипломатического конфликта между ландграфом Гессен-Кассельским и курфюрстом Саксонским), и всё же Шютц принял предложение и стал при саксонском дворе в Дрездене сначала вторым капельмейстером, а затем и первым, эту должность он занимал до конца жизни.
В 1618 г. разразилась Тридцатилетняя война, серьезно осложнившая жизнь немцев – в том числе и Шютца. Прекратила существование капелла, которую он возглавлял. Еще одним испытанием стала эпидемия чумы, унесшая в 1625 г. жизнь супруги композитора. В те тяжелые годы Генрих Шютц не был сломлен – он по-прежнему стремился к новым горизонтам, ощущал потребность в самосовершенствовании. С этой целью. композитор вновь отправился в Венецию, где провел более года.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев