«Деревянная Русь», «Отчалившая Русь» – так часто звучит у Свиридова даже в названиях его произведений слово «Русь». Это поистине главная тема его творчества. Музыкальному техническому новаторству, связанному с «дальнейшим развитием шенбергианской идеи» композитор противопоставлял поиск новой художественной идеи, которую, по словам Георгия Васильевича, «Россия выстрадала». Такой идеей в понимании Свиридова было то, что он называл «мифом о России – возвышенным величественным и трагическим». Он понимал, что против этого «мифа» ведется борьба, но сохранить себя Россия способна только в том случае, если сохранит его. Выражением этого «мифа» виделась ему русская музыка – от Михаила Ивановича Глинки до Сергея Васильевича Рахманинова, и творчество Свиридова стало продолжением этой традиции. Воплощение образа Руси в его музыке происходит от двух мощных истоков – фольклорной традиции и русского церковного пения.

Неудивительно, что чрезвычайно близким для Свиридова оказалось творчество Сергея Есенина – поэта, в чьих стихах воплощена трагическая любовь к родине, печаль о разрушении ее духовных основ. Эта тема, составляющая главную сущность есенинской поэзии, была блестяще воплощена композитором в кантате «Поэма памяти Сергея Есенина», созданной в 1955 г. По прошествии девяти лет, уже после создания «Курских песен» – произведения на фольклорной основе – композитор вновь обращается к творчеству Есенина. Маленькая кантата «Деревянная Русь», которую создает он теперь, одновременно и похожа на предыдущую «есенинскую» кантату, и отличается от нее. Вновь «голосом поэта» становится тенор, участвует в исполнении и хор. Но если в «Поэме памяти Сергея Есенина» был задействован смешанный хор, то здесь композитор отдает предпочтение мужскому с его суровым звучанием. Произведение скромнее по масштабу – оно состоит всего из четырех номеров, а роль хора менее значительна – он появляется лишь в финале, три номера из четырех полностью отданы солисту. Это связано с иным кругом образов: в отличие от «Поэмы Памяти Сергея Есенина», здесь нет драматического конфликта, картины рушащегося мира – все остается в пределах родной стихии поэта, патриархальной «святой Руси», образ которой складывается из двух неразрывно связанных частей: природа, печальный русский пейзаж – и вера. Самоуглубление в поисках душевной чистоты становится главной темой кантаты.

Все четыре стихотворения, выбранные Свиридовым, Есенин написал в 1914-1916 гг. – события, разрушившие его «мир», еще не развернулись в России, хотя предвестие их уже ощущается… Примечательно, что даже работа над «Поэмой памяти Сергея Есенина» и над «Деревянной Русью» шла в противоположном направлении: «Поэма» изначально задумывалась как вокальный цикл для голоса с фортепиано, а затем была переработана в кантату с участием хора и оркестра, «Деревянная Русь» создавалась для тенора и хора с оркестром, а позднее, уже после премьеры, композитор создал новую редакцию – камерную, для тенора и баса с фортепиано.

Музыкальный язык «Деревянной Руси» складывается из двух интонационных основ. Одна из них – народная песня в ее крестьянской ипостаси, интонации которой так естественно ложатся на есенинские стихи, поскольку звучат в них. Близость к народно-песенным интонациям определила и форму частей цикла, близкую к куплетной, и предельно простую фактуру. Оркестровая ткань исключительно прозрачна – даже там, где в вокальную мелодию проникают эпические интонации (четвертый номер – «Не ищи меня ты в Боге»), это не столько «Русь богатырская», сколько та «кроткая родина», чей образ пронизывает все есенинское творчество. Вторая интонационная основа – колокольный звон. Он сопровождает певца, присутствуя в оркестровой ткани от первого номера до последнего, и в четвертом номере его интонации проникают в вокальную мелодию. Во взаимодействии этих интонационных основ рождается тот образ «святой Руси», в которой сливаются воедино патриархальный быт, неотделимый от природы, и православные идеалы святости.

Первая часть – «Прощай, родная пуща» – пронизан энергичным ритмом шага (крестьянский сын покидает родной дом). Решительность поступка героя подчеркивается дублированием вокальной мелодии в инструментальной партии, но и на этой картине лежит оттенок печали (минорная тональность), а в аккомпанементе звучит колокольный звон. Эта «колокольность» фактуры и печаль получают развитие во втором номере – «Топи да болота», в этом созерцательном музыкальном пейзаже; неторопливо разворачивающаяся мелодия опирается на квинту, которую Римский-Корсаков назвал «душой русской музыки». В третьей номере – «Я странник убогий» – возвращается ритм шага, на этот раз неспешного, эта часть напоминает духовный стих, спетый под звон колоколов. Кульминацией цикла становится четвертый номер – «Не ищи меня ты в Боге» – с его гимнической вокальной мелодией и мощными колокольными звучаниями в оркестре.

«Деревянная Русь» впервые прозвучала в 1966 г. в Москве. В 1967 г. Алексеем Масленниковым и Александром Ведерниковым была исполнена вторая редакция. Партию фортепиано исполнял сам Георгий Свиридов.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено