сонатаСоната – один из тех жанров, мимо которого не проходит ни один композитор. Не для всех она становится «визитной карточкой» – у кого-то сонатный жанр оказывается на периферии творчества, но попробовать свои силы в нем хотя бы в годы учения считает своим долгом каждый. Что же такое соната, чем она отличается от симфонии и других жанров, и в чем ее привлекательность?

Исконное значение этого музыкального термина может показаться предельно простым и даже неопределенным: он происходит от итальянского слова sonare, что означает «звучать». Впервые наименование «соната» стали употреблять в XIII столетии – тогда инструментальная музыка еще только начинала прокладывать себе путь как нечто самостоятельное (а не только аккомпанемент к пению или танцу), и самые первые инструментальные пьесы были переложениями вокальных произведений – их-то и называли сонатами. Но уже к концу XVI столетия о сонате стали говорить как о сочинении, специально созданном для инструментального исполнения (в отличие от кантаты – вокального произведения).

Итак, первый отличительный признак сонаты состоит в том, что это – произведение инструментальное. Но количество инструментов может быть разным… Первоначально их было три (этот старинный жанр именуют трио-сонатой), но во второй половине XVII столетия появляются сольные сонаты. «Первопроходцами» становятся скрипачи – ведь скрипка в это время переживает свой первый «звездный час», скрипичное исполнительство бурно развивается.

Тогда же соната обзаводится своей второй отличительной чертой – она становится циклическим произведением. Количество частей сонаты в это время варьируется от трех до пяти. Постепенно устанавливается четырехчастный цикл, который для описываемой эпохи можно назвать традиционным. Первая часть, играющая роль вступления к циклу, была медленной, импровизационной, нередко в ней присутствовал пунктирный ритм. За нею следовала быстрая вторая часть в форме фуги. Медленная третья часть – в двухчастной форме – как правило, была в духе сарабанды, завершалась соната быстрой полифонической частью. Такова была церковная трио-соната эпохи барокко – но, хотя такие сонаты и назывались церковными, они не всегда звучали во время религиозных церемоний, их исполняли и для развлечения. Параллельно ей существовала камерная соната – чисто светская, состоящая из танцевальных номеров, подобно сюите. Были и другие различия между церковной и камерной сонатой: в первой басовую партию исполнял орган, во второй – клавесин, все части камерной сонаты писались в одной тональности, в церковной хотя бы одна из частей была в другой, в церковной сонате преобладал полифонический склад, в камерной – гомофонно-гармонической. Различие подчеркивалось тем, что камерная соната могла даже именоваться по-другому, например, партитой.

Церковная соната постепенно изживает себя в XVIII столетии. Но все это время изменения претерпевал не только сонатный цикл, но и форма отдельных его частей. На пересечении фуги и двухчастной формы возникла новая музыкальная форма, которую сейчас именуют старинной сонатной. Свой классический вид сонатная форма приобретает в эпоху классицизма – и теперь соната становится тем, что будут понимать под этим словом в последующие времена: сольное или камерно-ансамблевое циклическое произведение, хотя бы одна из частей которого написана в сонатной форме. Отходят в прошлое и трио-сонаты – на первый план выступает соната клавирная: сначала – для клавесина, затем – для завоевывающего позиции фортепиано. Создаются сонаты и для других инструментов, но с непременным участием клавира (в XVIII веке даже на титульном листе принято было писать «Соната для клавесина и флейты», а не «для флейты и клавесина»). Циклические произведения с одной из частей в сонатной форме для ансамблей по-прежнему создаются, но сонатами их не называют (их именуют трио, квартетами) – соната же остается либо сольным, либо дуэтным сочинением.

В творчестве венских классиков – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена – складывается классический сонатный цикл, который открывается быстрой частью в сонатной форме (это называется сонатным allegro), вторая – медленная в форме вариаций, в сонатной форме без разработки или какой-либо другой. Третья часть погружает в танцевальную стихию – изначально это был менуэт, но Бетховен, используя его в некоторых сонатах, в других отдает предпочтение скерцо, и постепенно оно полностью вытесняет менуэт. Завершает сонату финал в быстром темпе, пронизанный народно-жанровыми интонациями, в форме родно, сонатной или рондо-сонаты. В сущности, то же самое мы наблюдаем и в симфонии, но соната чаще бывает трехчастной, без менуэта или скерцо, за медленной частью сразу следует финал. Еще одна общая черта сонаты и симфонии – это принадлежность к области «чистой музыки», непрограммность, которая делает ее универсальной, пригодной для воплощения широчайшего круга образов.

Но, как всегда бывает в музыке, на каждое правило – множество исключений. Даже в эпоху классицизма с его строгими канонами мы встретим сонату… без сонатной формы (такова, например, Соната № 11 ля мажор Моцарта). Бетховен предпослал частям Сонаты № 26 ми-бемоль мажор программные заглавия («Прощание», «Отсутствие», «Свидание»). Тяготение к программности, к различным трансформациям цикла еще сильнее проявляется у композиторов-романтиков. Еще более радикальные эксперименты встречаем мы в ХХ веке – в том числе и в области инструментального состава: Соната для двух фортепиано и ударных Белы Бартока, Соната для трубы, валторны и тромбона Франсиса Пуленка… Наряду с этими новшествами можно наблюдать «возвращение к прошлому», к доклассическим формам – например, в органных сонатах Пауля Хиндемита. Вместе с тем, соната, развивающая классический тип, тоже продолжала существовать – например, у Сергея Сергеевича Прокофьева, Николая Яковлевича Мясковского.

Разговор о сонате – как и о любом другом музыкальном жанре – можно завершить только многоточием. Как будет развиваться соната в XXI веке, покажет будущее.

Все права защищены. Копирование запрещено