В искусстве есть имена, которые невозможно представить друг без друга. Для испанской танцовщицы и балетмейстера Соль Леон таким вечным спутником на творческом пути стал Пол Лайтфут.

Уроженка Кордовы, Соль Леон получила профессиональное образование в Национальной академии балета в Мадриде, одним из ее наставников был Виктор Уллате. Завершив учебу в 1987 г., она отправилась в Гаагу и стала артисткой Нидерландского театра танца, где работала под руководством Арлетты ван Бовен, а в 1989 г. вошла в состав Нидерландского театра-2. С этой труппой, возглавляемой Иржи Килианом, связана ее дальнейшая творческая жизнь. В качестве танцовщицы она выступала в постановках Иржи Килиана, Матса Эка, Ханса ван Манена. У каждого из хореографов – свой стиль работы, свой подход к танцовщикам. По словам Леон, для Иржи Килиана работа с танцовщиками заключается в том, чтобы «бросить в воду и смотреть, выплывут ли они», Ханс ван Манен же, напротив, старался вдохновить, внушая: «Ты лучшая, ты звезда!» Но для Соль Леон одинаково близки оба хореографа, она утверждает, что между ними прошла вся ее жизнь в качестве танцовщицы.

Нидерландский балет – явление особое, и особенность его заключается в отсутствии давних традиций, ведь первая балетная труппа в Голландии возникла менее века назад. Важную роль сыграла и такая черта национального голландского менталитета, как способность к впитыванию особенностей культур разных народов, и потому в Нидерландском театре танца не так много голландцев – это поистине интернациональная труппа. И нам не покажется удивительным, что в Нидерландском театре танца встретились испанка Соль Леон и англичанин Пол Лайтфут – и не просто встретились, а составили поистине «единое целое». Их первое совместное творение – «Step lightly» («Осторожной поступью») – родилось в 1991 г., это был балет на основе болгарской народной хоровой музыки. Соль Леон не только работала над ним вместе с Лайтфутом в качестве хореографа, но и разработала декорации и костюмы: мужчины облачены в одеяния из коричневой льняной ткани (цвет ассоциируется с землей, стволами деревьев), а женщины – в платья из зеленого бархата (цвет листьев и травы), шесть исполнителей разыгрывают на сцене действо, напоминающее о древних мистериях.

Первое совместное произведение Лайтфута и Леон обладало одной чертой – казалось бы, незначительной, но присущей всем последующим творениям хореографов: их заглавия начинаются с буквы «S», и это не случайно. Соль Леон не любит публичности – даже о своей дате рождения она предпочитает не распространяться во всеуслышание – и, возможно, по этой причине всеобщее внимание в большинстве случаев оказывалось прикованным к Полу Лайтфуту, а Леон оказывалась «в тени» – но ведь их вклад в создание балетов был равным! Желая восстановить справедливость, Пол Лайтфут решил, что заглавия всех постановок, создаваемых ими, должны начинаться с той же буквы, что и ее имя. Со временем в этом появился еще один смысл – с той же буквы начинается имя их дочери Сары, ведь творческий союз со временем стал союзом супружеским. Рождение дочери не помещало продолжению работы – во время беременности Соль Леон вместе с Лайтфутом работала над балетом «Sad case» («Печальный случай»). Музыкальной основой этой постановки, построенной на взаимодействии классических мотивов и сатирических моментов, стало мексиканское мамбо.

Российская публика впервые познакомилась с творчество этого замечательного дуэта в 2011 г. В рамках проекта Дианы Вишневой «Диалоги» был представлен балет «Объект перемен» с его острой пластикой и динамичным танцем, раскрывающим вечную тему смерти. «Пол Лайтфут и Соль Леон – это первые хореографы, которые заглянули в самую глубину», – говорила балерина. Это было первое, но не последнее сотрудничество дуэта с российскими танцовщиками. В 2015 г. хореографы поставили «Step lightly» в Екатеринбурге, а в 2016 г. – «Совсем недолго вместе» в Большом театре. Соль Леон признавалась, что работать здесь было нелегко – это был один из первых опытов сотрудничества с такой большой труппой, взаимодействие поначалу казалось непростым, да и языковой барьер оказывал определенное воздействие. Но преодолеть все трудности помогало то особое ощущение, которое рождает Историческая сцена: «Здесь как будто с тебя сходят покровы, и твой танец судит нечто божественное».

К сожалению, со временем супружество распалось, но Соль Леон и Пол Лайтфут остались друзьями, а главное – сохранилось их творческое содружество. Совместно с партнером Соль Леон продолжает создавать балетные постановки в качестве постоянного хореографа Нидерландского театра танца. Деятельность их не ограничивается творчеством – в 2007 г. Леон и Лайтфут основали благотворительный проект помощи сиротам в Бангладеш.

Все права защищены. Копирование запрещено.