(1885-1935)
С Веной связано множество музыкальных явлений, причем связь эта зачастую отражена даже в их наименованиях: венский классицизм, венский вальс – и нововенская школа. Основоположником ее считается Арнольд Шёнберг, а одним из его последователей стал Альбан Берг.
В семье венского коммерсанта, где он появился на свет, очень ценили и книги, и музыку. Альбан поначалу увлекался в большей степени литературой, но в пятнадцатилетнем возрасте проявил музыкальную одаренность: под влиянием старшего брата, обучавшегося пению, он начала сочинять песни с фортепианным аккомпанементом. Увлекшись сочинением музыки, через несколько лет – в девятнадцатилетнем возрасте – он ощутил необходимость учиться. Нет, он не поступил в консерваторию – он предпочел брать уроки у композитора и педагога-новатора Арнольда Шёнберга, который и стал его первым и единственным наставником, а впоследствии – другом на всю жизнь.
Для Шёнберга Берг стал одним из тех учеников, которые приносят радость учителю: «Заниматься с ним было одно удовольствие», – вспоминал впоследствии композитор, отмечая не только усердие Берга, но и то, что он был «весь пропитан музыкой, жил в музыке». В лице Берга Шёнберг нашел истинного продолжателя своего дела, каковым была техника додекафонии. Если сам Шёнберг, будучи первопроходцем, шел к ее созданию через тональность и атональность, то Берг, обучаясь у него, сразу усвоил эту технику, и в ней были написаны уже первые его сочинения: мрачно-лирическая Соната для фортепиано, «Три отрывка для оркестра», пьесы для кларнета и фортепиано. У публики начала ХХ столетия эти сочинения не находили отклика – как, впрочем, и произведения Шёнберга: слишком непривычным казался их музыкальный язык. Впрочем, Берг – как и подобает талантливому ученику – не воспроизводил буквально манеру своего наставника. Он не всегда точно следовал принципам техники додекафонии и мог отойти от них, если того требовал музыкальный образ, строя свои произведения не столько на рациональных, сколько на эмоциональных началах. В музыкальном языке его произведений ощущается связь с поздним романтизмом, от которого он полностью не отказывался никогда (поэтому Берга именуют иногда «романтиком додекафонии». Восприняв идеи Шёнберга, Берг не ограничивался их применением в своем творчестве – он писал статьи с детальным разбором его сочинений.
Первая мировая война не могла не отразиться на жизни Берга – подобно судьбам многих его современников. Нет, он не побывал в окопах – от этого его уберегла хроническая болезнь (композитор страдал бронхиальной астмой), в армии он находился на канцелярской должности и не покидал Вены – однако полученных впечатлений хватило, чтобы проникнуться сочувствием к простым солдатам. Именно такой «маленький человек» с изломанной судьбой и психикой является главным героем драмы Георга Бюхнера «Воццек», которая привлекла внимание Берга в 1921 г. Создавая одноименную оперу, композитор менее всего ощущал себя реформатором оперы и не ставил себе цели заложить основы нового направления – он только стремился донести до слушателей глубокий социальный смысл произведения, «далеко превосходящий личную судьбу Воццека». Драма забитого маленького человека разворачивается в «давящей» социальной среде – и потому возникает характерный для экспрессионизма мотив фатальной предопределенности и человеческой судьбы, и поступков. Но если Берг при создании «Воццека» и не чувствовал себя оперным новатором, он, несомненно, стал таковым. В музыкальном языке оперы, лишенном тональной основы и изобилующем резкими созвучиями, нет и намека на привычную оперную кантилену и даже на речитативно-декламационное начало в традиционном понимании: экспрессивная, угловатая музыкальная речь персонажей рождается из интонаций стона и исступленного крика. Иного и не могло быть в произведении, отразившем самую ужасную и отвратительную «изнанку жизни».
Во второй половине 1920-х гг. Берг работает над рядом камерно-инструментальных сочинений, а также над оперой «Лулу». Как и в предыдущем произведении, сюжет ее довольно мрачен (главная героиня – роковая женщина, обрекающая на смерть всех, кто воспылал к ней любовью, последним ее любовником становится Джек-Потрошитель, от руки которого она и погибает), но, в отличие от «Воццека», в ней есть нечто лирическое, вокальные партии отличаются большей мягкостью, а мелодика их более развита. Однако Берг догадывался, что эта опера не будет поставлена, и потому не завершил ее (это сделал впоследствии по наброскам Берга австрийский композитор Фридрих Церха, и после смерти Берга «Лулу» была поставлена).
Последним сочинением Берга стал Концерт для скрипки с оркестром. Поводом к созданию этого глубоко трагедийного произведения стала смерть дочери Вальтера Гропиуса и Альмы Малер, девушке было всего восемнадцать лет, и потому концерт был озаглавлен «Памяти ангела». Впрочем, этот «инструментальный реквием» мог иметь еще одно значение – композитор задумывался о собственной смерти.
Бергу не сравнялось пятьдесят лет, когда он ушел из жизни. Его творческое наследие было в полной мере оценено только после его смерти.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев