(р. 1966)

Принцип единства и борьбы противоположностей действует в искусстве, как нигде более. Одним из его проявлений стал творческий дуэт Пола Лайтфута и Соль Леон.

Родина Пола Лайтфута – английский город Кингсли, а основы искусства танца он постигал в Лондоне, в Королевской школе балета. В 1985 г. он вошел в состав Нидерландского театра танца, сначала в труппу NDT-2, затем – NDT-1. Свою карьеру в этой знаменитой труппе он начал в качестве танцовщика, участвуя в постановках Ханса ван Манена и Иржи Килиана. Лайтфут считает, что оба балетмейстера сыграли в его жизни важную роль (впоследствии Манен стал крестным отцом его дочери).

Как танцовщик он выступал до 2008 г., но параллельно этому разворачивалась его балетмейстерская деятельность. В 1989 г. он впервые проявил себя как хореограф, создав балет «Бард с берегов Эйвона». В этой же труппе произошла его судьбоносная встреча с танцовщицей из Испании Соль Леон – судьбоносная во всех отношениях, ведь их творческое содружество со временем переросло в супружескую любовь. Пол Лайтфут не считает странным то, что «слегка сумасшедший» уроженец севера Англии и испанка с ее эмоциональной мощью сумели найти общий язык и создавать совместные постановки: «У ребенка есть отец и мать, почему в балете не может быть так же?» – говорит балетмейстер. Начавшись в 1991 г. балетом «Step lightly» («Осторожной поступью»), это сотрудничество принесло множество плодов – Лайтфут и Леон создали вместе десятки постановок.

«Если в году вы можете выбраться в театр один раз, это должен быть Нидерландский театр танца», – так говорят голландские критики о труппе, которая стала для Лайтфута поистине «родным домом», здесь он прекрасно знает всех танцовщиков, которых воспринимает как «семью» – в процессе репетиций ему даже не нужно много говорить, исполнители понимают его с полуслова. И, разумеется, именно с этой труппой он предпочитает работать, но авторитет прославленного балетмейстера обязывает сотрудничать с исполнителями в других театрах. Например, к пятидесятилетнему юбилею Голландского национального балета Лайтфут и Леон создали для этой труппы спектакль «Совсем недолго вместе». Обстоятельства создания балета определили его содержание – размышление о сущности балетного искусства, о судьбе тех, кто посвящает ему свою жизнь. Первая часть спектакля – на музыку Людвига ван Бетховена – виртуозна, темпераментна и даже радостна, она представляет «мир» искусства танца, вторая же – на музыку Макса Рихтера – становится воплощением мира реального, существующего за пределами театра, от которого человек искусства вынужден отрекаться, жертвуя ради творчества такими простыми радостями, как семейная жизнь и дружба.

Однако балет «Совсем недолго вместе» остался единственным произведением Лайтфута и Леон, создававшимся изначально для другого исполнительского коллектива. Как правило, с другими труппами хореографы ставят балеты, созданные ранее для их родного Нидерландского театра танца. В этих случаях с особой остротой встает вопрос о выборе танцовщиков – ведь им предстоит «примерить на себя» партии, созданные для других исполнителей. Лайтфут при этом обращает внимание не столько на физические данные, сколько на техничность, музыкальность, а главным качеством он считает готовность меняться, усваивать нечто новое, и это приобретает особое значение при работе с классическими танцовщиками.

Так было и в тех случаях, когда Лайтфут и Леон работали с российскими исполнителями. Инициатором первого опыта такого сотрудничества стала Диана Вишнева. Пол Лайтфут поначалу был удивлен такой инициативой: ведь они с Леон работают в области современного танца, а Вишнева – балерина классическая. Конечно, балетное искусство знает примеры, когда исполнители переходили от классического балета к современному танцу, но чаще это происходит, когда танцовщик не может реализоваться – а к Диане Вишневой это определенно не относится. Но балетмейстер почувствовал в ней нечто созвучное современному танцу и согласился на ее предложение. «Эксперимент», осуществленный в 2011 г., оказался удачным – балерина смогла органично «войти» в балет «Объект перемен».

Не менее плодотворной оказалась работа с труппой Екатеринбургского театра, где Лайтфут и Леон в 2015 г. поставили одну из первых своих работ – «Step lightly», Екатеринбургские танцовщики очаровали Лайтфута своей готовностью без устали работать день и ночь напролет, и он был счастлив подарить «новый цвет» их художественной «палитре». В следующем году хореографы осуществили постановку в Большом театре –  огромная труппа с ее богатой традицией требовала особого подхода, для постановки был выбран единственный спектакль, созданный балетмейстерами не для Нидерландского театра танца – «Совсем недолго вместе». Лайтфут отметил, что в Большом театре много талантливых танцовщиков даже в кордебалете. Сложности, неизбежно возникавшие в процессе работы, не пугали его: «Любое путешествие не может быть абсолютно гладким, иначе будет скучно», – говорит он.

Сам Пол Лайтфут считает себя «эксцентриком», он не идет проторенными путями – и, вероятно, поэтому его работы всегда исполнены глубочайшего содержания и сразу захватывают зрителя напряженностью эмоций.

Все права защищены. Копирование запрещено.