В Германии завершился Дрезденский международный фестиваль классической музыки

Пааво Ярви и Гидон Кремер

На берегах Эльбы завершился 41-й международный музыкальный фестиваль (Dresdner Musikfestspiele). В этом году он традиционно включал в себя множество самых разнообразных музыкальных программ с участием звезд мировой классической музыки.

Девизом прошедшего фестиваля стала тема отражений: 67 концертов, свыше 1500 исполнителей из разных уголков мира представили яркую атмосферу фестиваля для выступлений на 24 площадках Дрездена. Мероприятия фестиваля посетили в общей сложности 56 000 человек из Германии и других стран.

Айвор Болтон и Дрезденский Фестивальный оркестр

Ян ФОГЛЕР: «Мы гордимся тем, что Дрезденский музыкальный фестиваль с его фантастическими исполнителями, уникальными проектами и большим художественным разнообразием вновь подтвердил необходимость диалога культур между странами. Отражение является ключевым аспектом искусства. В музыке все наши эмоции и мысли, наша система ценностей и наше видение отражены. Посредством «Отражений» мы постарались провести исследование влияния классической музыки на наше сознание. Дрезден занимает важное место в истории музыки. Здесь в течение последних столетий появлялись на свет многие музыкальные шедевры. Фестивальный оркестр постоянно находится в поисках обретения собственного звука, помещая его в контекст сегодняшнего времени».

Интендант Дрезденского праздника музыки, неутомимый организатор и виолончелист, Ян Фоглер расставил новые художественные акценты масштабной фестивальной программы. Одним из ярких тому примеров стал проект «Cellomania» – фестиваль в рамках фестиваля. В нем приняли участие более двадцати лучших в мире виолончелистов нашего времени. Своеобразной кульминацией стал финальный гала-концерт «Длинная ночь виолончели».

Тан Дун и Мюнхенский филармонический оркестр

Не обошлось и без традиционных премьер, одна из которых мировая – специально написанный «Танец Будды» китайского композитора и дирижера Тан Дуна. Произведение прозвучало с участием Мюнхенского филармонического оркестра, Пражского филармонического хора под управлением самого автора. В обширной фестивальной программе

состоялась церемония вручения премии «Glashütte», которой на сей раз удостоилась знаменитая оперная дива, лирико-колоратурное меццо-сопрано Джойс ДиДонато (США).

Парад международных оркестров Дрезденского фестиваля открыли «Английские барочные солисты» и «Монтеверди-хор» во главе с сэром Джоном Элиотом Гардинером. Среди других гостей смотра: Королевский оркестр Консертгебау под управлением Даниэля Гатти; Будапештский фестивальный оркестр во главе с Иваном Фишером; Шотландский Королевский национальный оркестр (дирижер – Питер Унджиан); оркестр Елисейских Полей с маэстро Филиппом Херревеге и Симфонический оркестр Мальмё под руководством Марка Сустро.

Мне довелось побывать на двух заключительных концертах саксонского фестиваля.

Оркестр Дрезденской государственной капеллы под управлением эстонского дирижера Пааво Ярви представил на сцене Земперопер многоплановую программу. Ее сквозным мотто стала тема лебедей, полярно воплощенная композиторами разных стран и национальностей. Открыла вечер «Песнь лебедя» – символистская оркестровая поэма Арво Пярта (соч. 2009 года). Сам композитор присутствовал в зале театра Земперопер и сопереживал успешному исполнению своего детища.

Пааво Ярви и Арво Пярт

В фойе дрезденской Земперопер демонстрировалась персональная фотовыставка, посвященная ретроспективе творчества Пярта. Специальным гостем концерта был всемирно известный скрипач Гидон Кремер, который драматично исполнил Скрипичный концерт Мечислава Вайнберга (соч.1959 года). Сложная полифоническая ткань произведения сплеталась в единое художественное целое – прекрасное и впечатляющее. И, наконец, под занавес программы, звучание волшебных музыкальных рун «Леминкяйнена» (4 легенды из «Калевалы») Яна Сибелиуса наполнило зал Земперопер лучезарным светом и гармонией любви. Пааво Ярви воплотил в звуках музыки Сибелиуса грандиозное музыкальное мироздание. Оркестр под его чутким руководством звучал волшебно и магнетически.

В заключительном концерте фестиваля на сцене новой Филармонии Дрездена виолончелист Ян Фоглер выступил в дуэте со своим коллегой – немецким скрипачом Томасом Цетмайером. В сопровождении Дрезденского

фестивального оркестра под управлением Айвора Болтона музыканты исполнили Двойной концерт Иоганнеса Брамса. Кроме того, романтическую программу вечера украсили произведения современников Брамса: увертюра из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и Третья «Рейнская» симфония Роберта Шумана.

Фотографии предоставлены пресс-службой

Дрезденского музыкального фестиваля  (Dresdner Musikfestspiele).

Дрезден (Германия)

 

Все права защищены. Копирование запрещено.