Признанная восходящая звезда, харизматичный виртуоз, завораживающий публику, американский пианист Шон Чен в двадцать четыре года стал обладателем Хрустального приза XIV Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна 2013 года.

 

Шон Чен Конкурс Вана КлибернаКак Конкурс имени Клиберна изменил вашу жизнь?

Самое главное для молодого музыканта – это иметь возможность концертировать. Получив приз на Конкурсе Клиберна, я смог отправиться в тур с концертами по стране, накапливая опыт, репертуар и новые связи. Таким образом, я выполнил обязательства, построил взаимоотношения с разными людьми и оркестрами. Конкурс сам по себе имел очень большое значение, ведь он позволил выступить перед такой восторженной публикой (зрители могли смотреть и живое исполнение на концерте, и трансляцию в сети), дал шанс поработать с «Брентано-квартетом», маэстро Слаткиным и Симфоническим оркестром Форт-Уорта и стать частью такой великолепной компании музыкантов.

 

Что значит этот приз для вашей карьеры?

Не имея выступлений, мы не можем быть концертирующими пианистами, так что третье место на конкурсе позволило мне продолжать заниматься любимым делом и этим зарабатывать на жизнь.

 

Как вы подбираете репертуар, выстраиваете программу выступлений?

Я изложил свою стратегию выбора репертуара в моём блоге. Обязательные произведения для меня – Соната для фортепиано № 29 (Hammerklavier) Бетховена, Пять прелюдий Скрябина, «Лестница дьявола» Лигети, этюды Бартока и Вариации Брамса (ор. 21 № 1). Поскольку программа конкурсных туров была выстроена немного по-другому, я смог сыграть Hammerklavier во втором туре (не исключая его из первого, куда я для разнообразия добавил Баха, Бартока, Шопена и Скрябина). Публика и раньше с воодушевлением принимала мою Французскую сюиту Баха (которую я играю

по-своему) и Бартока, которого не многие музыканты отваживаются исполнять, так что на этом туре я чувствовал себя очень хорошо. То же самое было и в полуфинале: Этюд Лигети всегда проходил на ура, поэтому я чувствовал уверенность. Вариации Брамса (ор. 21 № 1) исполняются не часто, и я решил, что сыграть что-то неизбитое, но в то же время не слишком незнакомое, – это правильный выбор. Я также играл «Благородные вальсы» Равеля и «Петрушку» Стравинского, в которого я включил кое-какие моменты из оркестровой версии – я надеялся, что это поможет выделить моего «Петрушку» из других исполнений.

 

Какой момент стал для вас наиболее запоминающимся?

На самом деле, невозможно забыть тот момент, когда называют твоё имя для вручения приза. Но мне также невероятно понравилось исполнять Третий концерт Рахманинова в сопровождении Симфонического оркестра Форт-Уорта под управлением маэстро Слаткина. И я в восторге от «кулинарных приключений» с семьёй Уилсонов, которая меня приняла на время конкурса!

 

Что вы думаете о публике, присутствовавшей на конкурсе?

Потрясающая! Там были самые разные люди – от «новичков» до «ветеранов» и настоящих фанатов. Так здорово, что люди разных возрастов, национальностей, профессий приходят в восхищение от классической музыки! Конечно, и зрители на концертах, и персонал конкурса принимали нас с удивительным радушием, которым славится Форт-Уорт.

 

Продолжаете ли вы общаться с лауреатами Конкурса Клиберна?

Время от времени мы общается с Вадимом Холоденко (украинский пианист, Золотая медаль XIV Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна, 2013), и если мы оказываемся в одном городе, то обязательно стараемся встретиться. Но, как правило, мы гастролируем по разным странам… Иногда я вижусь с Фей-Фей Дун (китайская пианистка, финалист XIV Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна, 2013), когда приезжаю в Нью-Йорк. Больше ни с кем из лауреатов я не встречался. Хотя есть пара конкурсантов, с которыми я подружился во время других туров конкурса, и с ними мы разговариваем довольно часто. Они двигаются дальше, завоёвывают призы на других конкурсах, преподают – так приятно знать, что у членов твоей «музыкальной семьи» всё идёт хорошо!

 

Что вы чувствуете, став большой звездой за такой короткий промежуток времени?

Ну, относительно большой… Это очень волнительно, когда тебя узнают студенты-пианисты и любители фортепианной музыки по всей стране, и здорово, что поступает много предложений от оркестров. Но нельзя рассчитывать только на своё имя – за ним должна стоять настоящая работа. Погоня за мастерством никогда не прекращается, всегда есть чему учиться и что открывать для себя.

 

Каковы ваши ближайшие планы?

Я в предвкушении концертов, где собираюсь представить программу, в которую входят Вариации на тему Шопена Момпоу, «Отражения» Равеля Соната-баллада Метнера. У меня запланировано выступление с камерной музыкой на фестивале в Айове. Я буду играть пьесу для перкуссии и фортепиано Пола Керекеса вместе с перкуссионистом из Канзас-Сити. На Международном фестивале молодых пианистов в городе Сент-Клауд, штат Миннесота, куда меня пригласили как специально гостя, я дам сольный концерт и проведу мастер-класс. И наконец, моя жена Бетти и я приедем в Санривер-Вэлли, штат Орегон, где она будет играть в оркестре, и мы исполним Фантазию для фортепиано, хора и оркестра Бетховена и Фортепианный концерт Грига. Потом начнётся осенний сезон, и я с удовольствием ещё раз сыграю несколько концертов Бетховена, впервые – Первый концерт Шостаковича, а также Фортепианный квинтет Метнера и кое-что ещё…

 

medici.tv

Перевод — Светлана Усачёва