Дмитрий — пианист мирового класса, становление которого происходило на моих глазах. Не возникало сомнений, что этот мальчик вырастет в музыканта с именем.
Исполнительское искусство Димы таково, что мысль об утомлении исполнителя не рассматривается. Выносливость, чистая, очень точная игра огромных гибких рук и ювелирная россыпь бриллиантов пальцев-спринтеров. Ощущение присутствия на сеансе магического превращения разнородных музыкально-исполнительских ингредиентов в чудодейственные зелья мага-интерпретатора.
Знаю, что к мастерству Димы руку приложил Михаил Васильевич. И это слышно. Даже некоторые жесты напомнили мне неподражаемый пианизм Плетнева. Глубоко погружающаяся кисть в бездну звуковых возможностей инструмента в кантилене, например.
Ниже представляю вашему вниманию заметки, написанные непосредственно после каждого тура исполнения конкурсной программы Дмитрия, прослушанной в Большом зале консерватории.
1 тур
Бах:
Поймала себя на ощущении приспособления конкурсанта к роялю. Steinway гудел. Прелюдия вызвала вопросы: 1. Почему добавлены романтические интонации внезапного закругления фраз? 2. Почему таков выбор педализации, затрудняющей «чтение» голосов в прелюдии? В этом смысле, к фуге стало проясняться. Постепенно, к кульминации, стройный ряд равноправно проведённых вариантов темы послушной марионеткой в руках мастера-кукловода завершил свой спектакль.
Вопросов к выбору программы исполнителем у меня обычно не возникает. На то всегда есть какая-то внутренняя убежденность и собственная правда.
К «Авроре» Дима уже полностью владел богатством рояля, синергией акустических возможностей инструмента и зала. Соната прозвучала великолепно!
Особенное отношение к прикосновению первых звуков, требующее немедленного и пристального внимания слуха зрителя.
Да, есть особенности в выборе формостроения, тем не менее, очень убедительными кажутся они мне. Великолепное прочтение медленной части, эстетское отношение к звукоизвлечению, выстроенность характера от первой до последней ноты, умеренная жестикуляция и острота слуха, плетущая тонкой нитью кружево мелодических линий и подголосков, отцовским вниманием доверенных до логического завершения.
Тот самый случай, когда рекомендую лично присутствовать в зале.
«Русское скерцо» Чайковского — отдельная статья оценки мастерства Дмитрия.
Дважды слышала скерцо «живьём» в его интерпретации. На мой взгляд, эталонное исполнение. Здесь, как и в первом, до-мажорном этюде Шопена 10 опуса, так и визитной карточке исполнителя, «Кампанелле» Листа, разговор может идти только на уровне эстетического мастерства музыканта-интерпретатора с собственным почерком, ярким характером и огненным темпераментом. Яркость и самобытность Шишкина рисует образ Франца Листа нашего времени.
2 тур
«Не мальчик, но муж..»(с)
Сложно было переключиться на шопеновские мазурки после рахманиновских вариаций на тему Корелли и четырехчастной сонаты Сэмюэля Барбера Кости Емельянова.
Несмотря на время, выделенное для смены роялей, выход из темных сфер в пространство светской салонной музыки происходил с опозданием. К третьей мазурке внимание было завоевано многопластовостью линий голосов и принципиально другим пианизмом, эстетским, европейским.
Фирменное b-moll’ное скерцо искрилось и сверкало. Тот самый случай, когда пространство трансформируется из конкурсного, забитого зала, с его тревожным ожиданием и волнением, в пространство наслаждения блистательной игрой прекрасного исполнителя. 2 скерцо Шопена — еще одна визитная карточка Димы. Праздник виртуозного совершенства, мелодических и гармонических красок, дослушанных и завершенных эпизодов, «воздуха» игры временем, красоты персонифицированных звуков и россыпи жемчужных пассажей. Триумф пианизма и фантазии.
4 прокофьевских этюда с театральной разнохарактерностью, образностью и пылким темпераментом при чистоте и ясности воспроизведения на супер скоростях.
Метнер, «Канцона-серенада». Музыка Николая Карловича очень пронзительно надсадная. Не смогла сдержать слёз и в этот раз. Димина интерпретация отличалась и динамической деликатностью, и глубокой проникновенностью, и естественной искренностью, и исповедальностью, которая и пробуждает сердца.
Стоит ли говорить об умелой дифференциации звука, в зависимости от стилистических или жанровых требований? Все в комплексе Диминого исполнительского мастерства.
2 соната Рахманинова ворвалась в пространство растроганного зала, неистово и стремительно.
Популярность этого произведения на прошлых конкурсах приравнивалась к уровню частоты исполнения «Аппассионаты» и после четырехлетнего перерыва зазвучала с чувством обновлённого интереса.
И вновь совершенно оглушительной лирикой Дима ввёл зал в оцепеняющий, саднящий транс невысказанной внутренней тоски.
Пожалуй, больше всего впечатлений произвели на меня именно лирические и содержательные эпизоды выступления 2 тура.
Ничего не изменилось в предпочтении, Шишкин занимает позицию фаворита в списке конкурсантов. Уровень исполнительства фортепианной секции конкурса высочайший.
3 тур конкурса я прослушала уже в трансляции, находясь в командировке, в Париже. Большой удачей для всех слушателей было исполнение двух идентичных программ подряд конкурсантами Константином Емельяновым и Дмитрием Шишкиным. Безусловно, всем присутствующим в зале, объективно, больше повезло.
Вокруг этих ребят, среди диванных экспертов, разразились нешуточные дебаты. Две противоборствующие партии, защищающие и поддерживающие своих фаворитов.
Я не берусь сравнивать двух лидеров 16 конкурса Чайковского. Как пианизм, так и подход к прочтению у ребят совершенно разный, что подарило нам возможность более детального анализа исполнений.
Костя начал с третьего концерта Прокофьева и завершил выступление первым Чайковского, Дима выбрал последовательность в инверсии.
И, как мне показалось, тем самым сохранил и силы, и выстроил идею концепции от мрака к свету.
Впервые слушала Дмитрия в ансамбле с оркестром. Именно в ансамбле и в пристальном контакте с дирижером. Ловкость и дослушанность оркестровых произведений, умелое маневрирование в эпизодах, являющихся лакмусовой бумажкой проверки мастерства исполнителя, где залог успеха — вежливое дослушивание оркестровых пластов.
При этом оркестр у Димы,- да, в такой формулировке,- зазвучал верным партнёром, в полной палитре возможностей и с азартом молодого мустанга.
Первый Чайковского, тот самый концерт, каждую ноту которого детально, знает каждый музыкант, каждый любитель, каждый болельщик конкурса, самый сложный для исполнителя именно по причине острой необходимости новизны решений. Дима не уходил в сверх драму, не страданием, но любовью и восторгом открытия проводил наше внимание по коридорам красоты любимого концерта, раскрывая двери в укромные уголки роскоши мелких, ювелирных подробностей.
Прокофьев сверкал детской радостью пробежки по длинному, не имеющему конца, зеленому полю, дарящему аромат разнотравья, восторгом встречи с новым и неизведанным, яркими красками и типичной для композитора театральностью. Стремительность свежего утреннего ветра и праздник по случаю окончания грозы, радуга и свет благодати мира — чудесный коктейль, созданный Дмитрием, и со щедростью разлитый счастьем в пространство.
Российская и мировая публика вновь открыла для себя исполнителя Дмитрия Шишкина, который не только доказал свою перманентно развивающуюся перфектность, но и обозначил собственную прерогативу высоко виртуозной, интеллигентной, демонически прекрасной и с аптекарской точностью выверенной (без нарочитых чрезмерностей) исполнительской манеры крупного музыканта.
Не стерильность, но точность, не вышколенность, но мастерское владение, без границ, и с большим искренним чувством ко всему, чего касается его внимание.
Дмитрий Шишкин — мой личный фаворит конкурса.
Решение жюри покажет своё уважаемое мнение, а игра не только стоила свеч, но и подарила нам незабываемые открытия
Фото с сайта tch16.com
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев