(р. 1988)

Какую роль играет семья в жизни музыканта? Российский скрипач Сергей Догадин убежден, что своим успехом он во многом обязан родителям – ведь на свет он появился в музыкальной семье. Отец будущего музыканта – профессор Андрей Сергеевич Догадин – преподает в Санкт-Петербургской консерватории, а также является концертмейстером оркестра филармонии, играет в этом оркестре и мать. И хотя исполнительская деятельность родителей Сергея связана со струнными инструментами (мать – скрипачка, отец – альтист), сына они поначалу желали видеть пианистом, и с пятилетнего возраста мальчик обучался фортепианной игре, но параллельно он осваивал и скрипку. Принципиальную разницу между инструментами он почувствовал сразу – скрипка требовала гораздо более углубленной работы над звуком, но в конечном итоге он почувствовал, что скрипка ему ближе, чем фортепиано, и вполне осознанно решил связать жизнь с этим инструментом.

Заниматься по пять-шесть часов в день в столь юном возрасте было нелегко, но с самого начала у Сергея Догадина были прекрасные наставники. Его первым учителем-скрипачом был Лев Александрович Иващенко, позднее он обучался у Владимира Юрьевича Овчарека. В консерватории наставником скрипача стал отец, а после ее окончания музыкант совершенствовал свое искусство в аспирантуре за границей – сначала в Кёльне у известной румынской скрипачки Михаэлы Мартин, затем в Граце – у Бориса Исааковича Кушнера. Здесь он узнал, что к его наставнику приезжают учиться не только молодые скрипачи, но и известные музыканты, у которых за плечами не одно десятилетие исполнительской деятельности – ведь совершенствование не должно прекращаться никогда.

Сольный дебют скрипача состоялся в 2002 г. в Санкт-Петербургской филармонии, и с тех пор Догадин не раз выступал в лучших концертных залах мира. Ему рукоплескали Кёльн, Берлин, Варшава, Токио, Шанхай, Баден-Баден, Стокгольм. К двадцатилетнему возрасту он уже был лауреатом множества международных состязаний, проходивших в Италии, Германии, России. Самым значимым для себя музыкант называет Конкурс им. П.И.Чайковского с его богатейшей историей, в которую он был счастлив вписать свое имя. Впрочем, как полагает Сергей Андреевич, при всей той колоссальной нагрузке, которая сопровождает конкурсные выступления, единственное значение – развитие исполнительской карьеры: сделать карьеру без конкурсов в современном мире нельзя, но все-таки в первую очередь жизнь музыканта должна проходить не в конкурсных выступлениях, а в концертных.

Высшая награда для исполнителя – это даже не премии, завоеванные на конкурсах, а право играть на инструментах, которых касались руки великих музыкантов. Сергей Андреевич дважды удостаивался такой чести – он играл на скрипках Никколо Паганини и Иоганна Штрауса и навсегда запомнил те неповторимые ощущения, которые порождает соприкосновение с такими инструментами – ведь в них, кажется, до сих пор обитают души гениев прошлого. У каждой скрипки – свой «характер»: скрипка Паганини обладает звуком мощным и насыщенным, в противоположность ей, скрипке Штрауса присущ звук камерный и очень утонченный (трудновато исполнить на таком инструменте концерт для скрипки с оркестром, но для камерной музыки он подходит идеально).

Репертуар Сергея Догадина разнообразен. Особую любовь музыкант питает к творениям финского композитора Яна Сибелиуса, в частности – к его скрипичному концерту. На одном из конкурсов он удостоился специальной премии за лучшее исполнение произведения Вольфганга Амадея Моцарта. Разумеется, присутствуют в его репертуаре сочинения Никколо Паганини, и артист не разделяет расхожего мнения, что исполнить их способен любой скрипач с хорошей техникой: по мнению Сергея Догадина, исполнять на достойном уровне творения великого скрипача, который и по сей день остается непревзойденным, способны очень немногие музыканты. Артиста в равной степени привлекает творчество композиторов классической и романтической эпохи, а также Новейшего времени.

Сергей Андреевич не согласен с утверждением, что академическая музыка в современной России непрестижна – да, подобные концерты не собирают по двадцать или тридцать тысяч слушателей, но такого и не должно быть, ведь речь идет об искусстве элитарном, круг истинных ценителей которого сравнительно узок. Сам Догадин отличается широтой и разнообразием музыкальных пристрастий – он ценит не только классическую музыку, но и Бориса Гребенщикова, группу «Машина времени», Адриано Челентано, а также Демиса Руссоса.

Важным аспектом жизни музыканта он считает заботу о физическом здоровье, поэтому старается регулярно посещать спортивный зал.

С 2017 г. Сергей Догадин совмещает исполнительскую деятельность с педагогической, будучи приглашенным профессором Liangzhu International Arts Academy в Китае.

Все права защищены. Копирование запрещено.