СекстаМузыкальные интервалы – подобно людям – обладают своим индивидуальным характером: малая секунда – жалобная, кварта – решительная, квинта – уверенная и величественная… но если мы желаем выбрать самый «ласковый» интервал – то это, несомненно, секста. Слово это в переводе с итальянского языка означает «шестая», так именуют и шестую ступень лада, и интервал, охватывающий шесть ступеней.

Секста – «родная сестра» терции: она возникает, если нижний звук терции перенести на октаву вверх, это называется обращением (в свою очередь, секста при обращении образует терцию). Между «сестрами» немало общего и в характере, и в судьбе – оба интервала в Средневековье считались диссонирующими (резкими), не сразу человечество осознало их благозвучие, признав их консонансами (немалую роль сыграло в этом и то, что для строгой церковной музыки секста в то время казалась слишком эмоциональной).

Подобно терции, секста бывает «светлой и яркой» большой или «мягкой и затененной» малой. И секста, и терция звучат нежно – обе они в гармоническом звучании используются в «дуэтах согласия», да и в целом изложение мелодии в сексту встречается не реже, чем в терцию. Но если «нежность» терции заключена в «интимной близости» составляющих ее звуков, то секста «раскрывает широкие объятия» навстречу миру, словно стремясь охватить всю Вселенную своей любовью.

Такое свойство интервала идеально подходит для выражения нежных чувств – не случайно секста так часто появляется в русских романсах, именно с нее начинаются такие знаменитые образцы этого жанра, как «Красный сарафан» Александра Егоровича Варламова, «Не искушай» и «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки, «Шестнадцать лет» Александра Сергеевича Даргомыжского или созданный неизвестным композитором на стихи Федора Ивановича Тютчева романс «Я встретил вас». До-диез-минорному Вальсу № 7 Фридерика Шопена ход на восходящую сексту в начале мелодии сразу задает настроение элегической печали. Финал Семнадцатой фортепианной сонаты Людвига ван Бетховена с его «нервно-сбивающимися» краткими мотивами мог бы звучать очень жестко, если бы большинство фраз не начиналось «взлетом» на малую сексту – благодаря этой интонации возникает впечатление, что лирический герой пытается «удержать» некое ускользающее видение недосягаемой мечты… Где бы ни появлялась секста, она несет с собой ощущение удивительного человеческого тепла.

Все права защищены. Копирование запрещено