На южном побережье Боденского озера раскинулся небольшой живописный городок Швейцарии Роршах, являющийся частью кантона Санкт-Галлен. Среди достопримечательностей Роршаха выделяется средневековый замок Вартегг, бывшее имение пармских Бурбонов. Уникальное здание архитектуры до сих пор привлекает внимание многочисленных туристов. Сегодня в исторических интерьерах замка функционирует отель. Его хозяин Кристоф Мийенсен – большой энтузиаст, поклонник культуры и искусства, выступает продюсером концертов классической музыки. Они проходят каждый месяц в одном из залов замка. Это преимущественно камерные вечера. Среди участников проекта Мийенсена – известные российские и зарубежные исполнители, в том числе Московское фортепианное трио имени Рахманинова в составе: Михаил Цинман (скрипка), Наталья Савинова (виолончель), Виктор Ямпольский (фортепиано).

В один из первых дней весны российские музыканты представили в замке замечательную камерную программу, составленную из произведений Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини и Антона Лубченко. Центральным событием вечера стала европейская премьера «Русского трио» соч.27/98 российского композитора и дирижера Антона Лубченко.

Антон Лубченко: «Это трио было написано в 2002 году специально для концерта в Малом зале филармонии Санкт-Петербурга. Я тогда ещё только заканчивал школу-десятилетку. Об этом сочинении я потом совсем забыл, пока в прошлом году (15 лет спустя после написания!) мои друзья не подарили мне запись с того концерта – ещё плёночную, конечно. По её прослушивании пришло понимание, что теперь написал бы это трио совершенно по-другому, хотя сам материал я счёл вполне сносным. Когда я рассказал об этом давнему знакомому, очень уважаемому мною музыканту, пианисту Виктору Ямпольскому, участнику Московского трио им. С.Рахманинова, то он немедленно предложил сыграть его. Но в первоначальном виде предлагать сочинение к исполнению мне не хотелось. Необходимы были существенные коррективы, прежде всего – в рациональности использования инструментов.

Кроме того, помню, Виктор тогда сказал мне забавную вещь: “Большинство русских трио завершаются траурно. Кого ни возьми: трио Чайковского, оба трио Рахманинова, Шостаковича – у всех печальный конец. Составлять программу только из русских сочинений нет никакой возможности! У тебя там как заканчивается?”

Ответить было нечего: моё трио тоже изначально заканчивалось вполне печальной колыбельной. Пришлось просто взять и написать еще две части более подвижного характера, правда, на материале основной интонации.

Так появились в трио Трепак (своего рода отражение Гопака из моей Восьмой симфонии «Здесь», премьера которой не так давно состоялась в Москве) и Чарльстон.

Параллели между моей Восьмой симфонией и трио не случайны – оба сочинения написаны почти в одно и то же время. Хотя прямых музыкальных цитат между Трио и Восьмой симфонией нет, лишь жанровые переклички. Симфония заканчивается Колыбельной, как когда-то кончалась первоначальная редакция трио, а трио, в свою очередь, теперь заканчивается Чарльстоном, отсылающим к 4-й главе симфонии. К тому же, я специально в новом варианте трио предпослал жанровое определение: Повесть в 4-х главах – по аналогии с Симфонией, которая обозначена, как Симфонический роман. В обоих партитурах разделы именуются главами, где не только темы, но целые лейтэпизоды перемещаются из одной главы в другую, подобно персонажам литературного романа. В своём окончательном замысле «Русское трио» является частью некого условного цикла, включающего в себя Восьмую и Девятую симфонии».

Премьера Девятой симфонии Антона Лубченко состоялась минувшей осенью в австрийском Линце с участием Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева.

Символично название нового сочинения Антона Лубченко, несомненно отсылающее к русской традиции.

Антон Лубченко: «Истоки сочинения следует искать в нашей национальной традиции. Ведь мое «Русское трио» и по языку, и по тематизму вписывается в контекст русских камерных ансамблей. С другой стороны, здесь есть намёк на некую попытку доказать, что в этой самой традиции возможно создание романтического трио и без похоронного финала. Если хотите, Чарльстон – как альтернатива траурному маршу»…

«Русское трио» Антона Лубченко было исполнено российскими музыкантами одухотворенно и очень выразительно. Эмоциональная манера игры солистов ничуть не уступала драматизму самой музыки. Публика устроила исполнителям и композитору продолжительные овации.

Остается надеяться, что судьба будет благосклонна к «Русскому трио». Сам Антон Лубченко не исключает возможности в скором будущем аудиозаписи своего произведения.

Фото предоставлены организаторами концерта

Роршах, кантон Санкт-Галлен (Швейцария)