СТД

В Воронежском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Продавец игрушек», постановщиком которого выступил известный хореограф, художественный руководитель театра «Кремлёвский балет» Андрей Петров.

Замысел спектакля вырос из одноименного романа российского государственного деятеля, ученого и писателя Виктора Добросоцкого. Его сюжет до этого вдохновил разных постановщиков на создание художественного фильма, мюзикла и оперы. Балетная версия «Продавца игрушек» с музыкой Алексея Шелыгина оказалась оригинальной рождественской историей и, гораздо больше, – оптимистичным, своевременным культурным событием.

 

Сцена из спектакля. Фото Олега Харсева

Размышляя над тем каким быть балету с выбранной литературной основой Андрей Петров отмечал: «Пересказать языком хореографии роман Виктора Добросоцкого «Продавец игрушек» – задача не простая, но крайне интересная». В таком высказывании балетмейстера прослеживается логика профессионала, тонко чувствующего специфику своего искусства. И, действительно, кому, как не Петрову, мастеру сюжетных танцевальных полотен, известны приемы балетной режиссуры, ясны законы хореографической драматургии. Озвучив свой интерес к роману Добросоцкого, он обратил внимание не только на его занимательные события, но и смело принял вызов от современной темы.

В произведении Виктора Добросоцкого привлекает кукольный сюжет, вызывающий ассоциации с «Коппелией», «Щелкунчиком», «Петрушкой», «Феей кукол». А главенствующая в книге романтическая любовная линия так и провоцирует хореографа на создание развернутых дуэтов и образных танцевальных картин. Основные преимущества видны, да и что еще нужно для того, чтобы собрать крепкий танцевальный спектакль? Но, если бы в балете все было так просто, то «Продавец игрушек» рисковал оказаться набором штампов. Потому данную сказочную историю Андрей Петров и не стал решать в иллюстративном ключе, а преобразовал ее в жанровый микс, для зрителей разных вкусов и возрастов. Балет он сочинил похожим на театрализованное шоу с элементами детектива, триллера и комедии. Правда, в нем отсутствует столь модная сегодня провокация. Ее заменяют гораздо более весомые юмор, гротеск и добрая наивность, берущие начало из характерной и мелодичной музыки Алексея Шелыгина (оркестровая редакция Владимира Качесова).

Роман В. Добросоцкого – чтиво обаятельное, с первых же строк увлекательное. Его объем совсем не пугает. Читатель, позитивно настроенный, имеющий время, может «проглотить» эту книгу за день или два. Однако А. Петрову понадобилось значительно больше времени, для того, чтобы переформатировать литературу в балет. И сделал он это художественно.

Кукла Натали — Марта Луцко, Николя Берски — Михаил Негробов. Фото Олега Харсева

Спектакль Андрея Петрова (либретто В. Добросоцкого) открывается динамичной предпраздничной суетой. В эти дни парижский магазин игрушек особенно привлекает покупателей, выбирающих подарки своим детям. Здесь работает Николя Берски (Иван Негробов) – молодой человек, который мастерит оригинальные игрушки и, нередко, дарит их маленьким посетителям, приходящим с родителями. Так же и в книге, но вот далее, чтобы завязать балетную историю, пришлось придумать Куклу Натали (Марта Луцко – она же исполняет в балете и партию Наташи). Над ее доработкой увлеченно, до самой ночи, трудится Николя. Заснув прямо за столом, он оказывается в волшебном мире оживших игрушек, где оживает и портрет его деда – в прошлом основателя этого магазина, русского князя, представителя древнего дворянского рода (Михаил Ветров). В романе писателя дедушка присутствует в воспоминаниях Николя, но он не оживает и не становится равным главным героям балета. Дедушка из революционного прошлого в балете похож на Пер Ноэля без красного колпака, белобородый, орденоносный, весело подпрыгивающий, он отдаленно напоминает чудаковатого Дроссельмейера. По замыслу либреттиста волшебный дед Николя призван увлечь внука загадочной историей из русского прошлого.

Но вот ночь прошла, сон Николя растаял, а с ним ушли и все кукольно-портретные грезы. К реалиям жизни молодого человека возвращает его мать – Мадам Берски (Марина Скоморохова). Она видит совсем другое будущее у Николя, имеющего «навороченный сорбоннский диплом» (цитата из книги В. Добросоцкого).

Далее в спектакле пропускаются романные сцены участия Николя в интеллектуальном шоу и победа в игре. Почтальон вручает ему большой пакет с приглашением на поездку в Россию. В московском аэропорту книжной встречи с гидом-Натали у Николя не состоялось, она преобразилась в неожиданное столкновение героя с переводчицей Наташей в заснеженном Петербурге. И вот с ней, так же, как и в книге, Николя пройдет дорогу открытий: своего происхождения, взаимного чувства любви, спрятанного княжеского клада.

Дед Николя — Михаил Ветров. Фото Олега Харсева

Для погруженных в чтение романа, несомненно, интересны сцены пребывания Николя в России, его встреча с друзьями Натали, их посещение Исторического музея и знакомство с документами, касающимися русских предков Николя Берски…, но данный литературный текст лишь сдерживал Петрова от того, чтобы не уйти с головой в свою –  хореографическую историю. Многие подробности книги он сокращал или по-своему интерпретировал (не без согласования с либретто В. Добросоцкого), с тем, чтобы не затягивать действие и придать ему чисто балетную форму. Так, в спектакле, музейный бюст князя преобразовался в портрет, а символ могущественного рода Берских – орла – подменили лебедем, да и приключения Николя начинаются и продолжается в Москве и Орле, а не в городе Петра. Из музейных научных сотрудников хореограф буквально вылепил таких ярких, сочных характерных персонажей, как Профессор (Максим Данилов) и Экскурсовод (Екатерина Любых). Они собой воплотили ту злую силу наживы, которая противостоит молодости, любви и красоте Николя и Наташи. Их взаимная симпатия и раскрывающиеся чувства находят отражение в трогательных лирических дуэтах и феерично-волшебной сцене снежинок, талантливо сочиненной Петровым по образцу лучших танцевальных композиций классиков хореографии.

Чем ближе к развязке, тем больше хореограф насыщает событиями балетную историю: вот Николя и Наташа в родовом имении Берских находят в камине карту с местонахождением клада, за ними следят Профессор и его помощники-шпики (Михаил Волков, Евгений Живоглотов и Тагир Мустафаев), в чайной разыгрывается сцена с бандитскими разборками, в результате которых Николя получает удар по голове, а карта оказывается в руках сообщников Профессора. Красные и белые, плохие и хорошие, все, а также и полиция, оказываются у места спрятанных сокровищ. Плохие справедливо наказаны, хорошие живы-здоровы, а клад – становится достоянием государства. Но и влюбленные не остаются без награды. Главный клад – кольцо с бриллиантом – находит Николя. Его он дарит своей возлюбленной Наташе. Спектакль заканчивается праздником в магазине игрушек, где счастливы не только влюбленные Николя и Наташа, но и ожившие игрушки, князь-дедушка и, скорее всего, зрители, пришедшие на этот балет.

Профессор — Максим Данилов, Экскурсовод — Екатерина Любых. Фото Олега Харсева

Постановка «Продавца игрушек» в который раз доказала, что хореографу Андрею Петрову подвластна любая тема в балете. Обладая талантом и навыками балетного режиссера, он смело воплощает свой замысел на материале самых разных историй – лирической, романтической, фантастической, драматической… И в романе Виктора Добросоцкого он нашел вдохновение, создав на сцене настоящую рождественскую сказку, способную разнообразить предновогодний репертуар любого театра. Музыка Шелыгина помогла хореографу особенно раскрыться в ярких характерных фрагментах, в темах вальса, где самый запоминающийся – вальс снежинок на фоне декорации со шпилем Петропавловской крепости, в красивейшем финальном адажио Николя и Наташи.

Сценография Григория Белова, похоже, оказалась близкой темой для художника, сделавшего игрушку символом счастья. Его магазин игрушек, открывающий спектакль – это своеобразный вариант Конфитюренбурга, где оживает сказка и сбываются самые заветные мечты. В таком понимании с Беловым оказалась близка и художник по костюмам Ольга Полянская, преобразившая исполнителей кукол в красочные наряды, а жизненных героев и персонажей в стилизованные городские, удобные для танца одежды. Художником по свету выступила Ольга Кувакина.

Не подвел темперамент дирижера-постановщика балета Данилу Серганина. Молодой руководитель оркестра сумел взять инициативу в свои руки и найти золотую середину между нужными балетным артистам темпами и композиторским замыслом.

«Николя надевает кольцо на палец Наташи». Фото Олега Харсева

Одухотворенно, в аккуратной манере свои партии исполнили Иван Негробов – Николя и Марта Луцко – Наташа, но большее зрительское внимание, однако, привлекли мастера перевоплощения Максим Данилов в роли Профессора и Екатерина Любых – Экскурсовод. Они наделили необычными гротесковыми чертами своих коварных, шпионоподобных персонажей в духе Кота Базилио и Лисы Алисы. Устойчивое настроение праздника сохранилось в спектакле благодаря роли деда Николя, исполненной Михаилом Ветровым. Эти и другие танцевальные работы с артистами подготовила команда профессионалов из педагогов-репетиторов Елены Батищевой, Людмилы Масленниковой, Галины Никифоровой. Ассистентами хореографа выступили художественный руководитель, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин и педагог-репетитор Театра «Кремлёвский балет» Жанна Богородицкая, скоординировавшие работу всего балетного коллектива и постановочных служб театра.

Премьера «Продавца игрушек» состоялась при поддержке губернатора и Департамента культуры Воронежской области. Воронежский театр оперы и балета, в свою очередь, постарался соблюсти все необходимые пандемийные ограничения, чтобы его зрители увидели новый спектакль накануне самых ожидаемых и любимых праздников Нового года и Рождества.

 

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.