В европейской профессиональной музыке XV–XVI веков доминировал стиль, который принято называть «строгим». Русское словосочетание «строгий стиль» – калька с немецкого «strenger Satz» (в противоположность «freier Satz» – «свободному письму»). В англоязычной литературе стиль такого письма называют «strict counterpoint» («строгий контрапункт»).

«Строгость» в данном стиле касается, прежде всего, правильного использования созвучий – консонансов и диссонансов. Термин «строгий стиль» в отношении музыки Ренессанса в основном стал употребляться в начале XVII века, на заре Нового времени, как антитеза «свободного» стиля, в котором отношение к диссонансу было переосмыслено. Такие, например, противоположности находим в работах музыкантов XVII века:

  • «prima prattica», «первая практика» (строгий стиль, ведущее направление XVI века) в противоположность «seconda prattica» – «второй практике», зарождающемуся искусству барочной эпохи. Это противопоставление мы находим в предисловии к пятой книге мадригалов К.Монтеверди (1605).
  • stylus antuquus (stylus gravis) как антипод stylus modernus (stylus luxurians), например, в «Расширенном трактате по композиции» («Tractatus compositionis augmentatus») Кристофа Бернхарда (1657).

Ренессансный строгий стиль – преимущественно вокальное искусство. Жанровый приоритет – церковная музыка: месса, мотет, магнификат; к литургическим жанрам примыкает и духовная полифоническая песня (итальянская canzona, немецкая lied, английская song, французская chanson). Именно в это время оформились и достигли высокой степени сложности основные полифонические техники (среди них – сложный контрапункт, имитация, канон и другие).

Вершиной строгого стиля ныне считают творчество Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Например, его мотеты из сборника «Canticum canticorum» («Песнь песней») – эталон принципов композиции строгого стиля и их звукового воплощения.

Слушать в исполнении Tallis Scholars

В первой половине XVII века многие авторы сочетали принципы prima prattica и seconda prattica (то есть и строгого, и свободного письма). Среди них – знаменитый итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Например, его Месса In illo tempore написана в лучших традициях «первой практики». Оперы Монтеверди (в том числе, знаменитый «Орфей»), а также Вечерня блаженной Девы (Vespro della Beata Virgine) – шедевры, демонстрирующие «вторую практику».

Сравните звучание сочинений, отражающих принципы первой и второй «практик» в творчестве одного и того же автора:

Missa In illo tempore 

Вечерня Блаженной девы

Все права защищены. Копирование запрещено.