Рождеству Христову как одному из основных христианских праздников посвящено большое количество песнопений католической церкви. Среди них – антифон «Puer natum est nobis» («Младенец родился нам»). Текст антифона является фрагментом 9-й главы книги пророка Исайи:

Puer natus est nobis,

et filius datus est nobis :

cuius imperium super humerum eius :

et vocabitur nomen eius, magni consilii angelus.

 

Церковнославянский перевод:

Ибо Младенец родился нам –

Сын дан нам;

владычество на раменах Его,

и нарекут имя Ему «Ангел Великого Совета»

 

К тексту антифона примыкает псалмовый стих (начальная строка 98-го псалма, по нумерации Вульгаты, принятой в римско-католической церкви):

 Cantate Domino canticum novum:

 quia mirabilia fecit.

 

Церковнославянский перевод:

Воспойте Господу новую песнь,

ибо Он сотворил чудеса.

 

В рождественской католической службе антифон «Puer est natus» выполняет функцию интроита – входного песнопения, с которого начинается богослужение.

Рождественский интроит «Puer est natus»

 

Мелодию этого рождественского антифона положил в основу своей 7-голосной мессы выдающийся английский композитор XVI века Томас Таллис (ок. 1505 – 1585), служивший с середины 1540-х годов в королевской капелле.

Посмертный портрет Таллиса, XVIII в.

Выбор мелодии для мессы Таллиса не был случайностью: скорее всего это было произведение по королевскому заказу. В 1554 году английская королева Мария I вышла замуж за испанского короля Филиппа II. К концу 1554 года, к празднованию Рождества, королева была уверена, что ждет наследника, поэтому текст антифона, повествующий о том, что «дан нам сын, на чьих плечах будет правительство», прозвучал весьма актуально.

Исполнительский состав мессы написан для низких голосов, свойственных капелле испанского короля, поэтому месса Таллиса – что весьма символично в сложной политической ситуации того времени – объединяет силы английской и испанской придворных капелл. Символика заключалась не только в специально подобранных голосах, но и в особенностях проведения cantus firmus – антифона «Puer est natus». Каждой гласной Таллис «присваивает» определенную длительность в соответствии с расположением ее в алфавите: так, «a» была самой краткой длительностью, «e» в два раза длиннее «a», наконец, «u» длилась в пять раз дольше «a». По длительности нот cantus firmus можно расшифровать текст песнопения-первоисточника, восприняв мелодию «твердого напева» как своеобразную математическую задачу. Такие искусно завуалированные числовые пропорции вполне соответствовали духу эпохи Ренессанса.

Томас Таллис, месса Puer est natus, Gloria

            Ученик Томаса Таллиса, Уильям Берд (ок. 1544 – 1623), еще один крупнейший английский композитор эпохи Ренессанса, также обратился к рождественскому интроиту.

Уильям Берд

В 1605-1607 годах Берд издал в Лондоне два фундаментальных сборника песнопений проприя (церковной католической службы, в которой песнопения меняются в зависимости от церковного календаря). Сборники носят общее название «Gradualia» («Градуалы») и содержат полифонические песнопения Берда для 3-6 голосов, предназначенные для каждого дня церковного календаря. Мотет «Puer est natus» входит во вторую книгу «Gradualia» (1607), посвященную церковному периоду от Рождества до Троицы.

Титульный лист басовой партии второй части «Gradualia» Берда

Четырехголосный мотет-интроит Берда «Puer est natus» написан в технике сквозного имитационного письма. Мелодия одноголосного григорианского антифона членится композитором на несколько текстомузыкальных сегментов (строк), которые становятся малой темой для имитации во всех голосах мотета. Псалмовую строку («Cantate Dominum») Берд выделяет благодаря фактурному контрасту: вместо установленного в начале песнопения четырехголосия звучит tricinium (трициний, то есть трехголосие), в котором отсутствует басовая партия. Мотет заканчивается доксологией (славословием) – «Gloria Patri et Filio et Spiritui sancto» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»). Славословие также имеет фактурный контраст по сравнению с предыдущими строками: на смену искусной имитационной полифонии приходит гомофонное письмо (моноритмический контрапункт). Возможно, перед нами проявление риторического начала: славильный текст как бы «заставляет» все партии объединиться благодаря одинаковому текстомузыкальному ритму.

Уильям Берд, мотет «Puer est natus»

 

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.