Итак, BBC Proms стартовали. Макушка лета, время ожидаемых концертов в Королевском Альберт-холле. Я писала о них в прошлом году, повторюсь, что это самые демократичные концерты классической музыки в мире.
Которые, как правило, каждый раз начинаются с премьеры. На этот раз первым в первую ночь представил свое произведение «St John’s Dance» Том Коулт (Tom Coult), почти достигший 30-летнего возраста (родился в 1988), протеже Джорджа Бенджамина. Вы можете видеть его фото на поклонах вместе с Эдвардом Гарднером и Симфоническим оркестром BBC.
Написанная в этом году пьеса была представлена как мировая премьера.
Скрытая мощь, прорывающаяся в звучании медных. Отрывистые медные вместе с перкуссиями создают фон для струнных, где идет основное развитие мелодии. Некоторые моменты мне настойчиво напоминали «Жар-птицу» Стравинского, в частности, тему Кощея. Но тонкое окончание мелодии в духовых, как ветер, вместе с тяжелыми ударными за несколько минут нарисовали картину, как в Средневековье зараженные непонятной болезнью обреченные танцуют, пока не рухнут.
Прошли пертурбации, на сцене Игорь Левит за роялем, и звучит вступление к Третьему фортепианному концерту Бетховена.
Интересно наблюдать, как, ожидая своего вступления, Игорь то оглаживает рояль, то играет у себя на коленке. Но вот руки уже и на клавиатуре. Бетховен, если воспользоваться его собственными словами, привнес в свой Третий концерт «поэтическую идею», что должно было обусловить еще большую слитность партий фортепиано и оркестра, тогда как противопоставления tutti и solo оказались переосмысленными. Борьба страстей и лиризм — эти полярные состояния должны были быть объединены методом симфонического развития. Но несмотря на все это, создавалось впечатление, что пианист и оркестр настроены по-разному. Начало второй части было почти неразборчивым, и оркестр успел опередить пианиста. В целом, мне понравилось. Рояль соответствовал моему настроению в этот вечер — несколько меланхоличному и внутренне созерцательному. Оркестр же, невзирая на тональность до минор, звучал более бравурно.
После третьего поклона Левит сел играть на бис. Ну что сказать: по умолчанию, Промсы аполитичны. Но не прошло и часа с начала первой ночи, а пианист на бис сыграл аранжированную Листом «Оду к радости» Бетховена. Она включает в себя часть поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части его Девятой симфонии ре минор.
Данная симфония является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается шедевром в творчестве Бетховена, который он создал, будучи совершенно глухим. Сочинение играет заметную роль и в современном обществе, так как финал симфонии — «Ода к радости» — используется в качестве Гимна Евросоюза!
И это все на Промсах, да на фоне Брексита и переговоров! Посыл, конечно, был понят, но не очень одобрен.
А после перерыва случилось то, за что можно назвать первую ночь выдающейся и надеяться, что все концерты пройдут нa не менее высокой ноте.
Джон Адамс (John Adams), “Harmonium”. Написанные в 1981 году слова Джона Донна и Эмили Дикинсон используются почти как текстурные строительные блоки в огромном хоровом здании. Порой заметное отсутствие мелодии; музыка, движущаяся по блокам гармонии и текстуры, со словами, иногда случайными звукам, которые производит хор и оркестр — чисто адамовский путь с отсылами к Стравинскому. Пульсирующая перкуссия, рога, скрипки — идет наращивание. Кульминация наступает, когда более трехсот пар легких срываются словами безумной любовной поэмы Эмили Дикинсон: «Дикие ночи, дикие ночи! Если бы я был с тобой, дикие ночи были бы нашей роскошью!»
Рамки BBC Proms позволяют проводить мероприятия такого масштаба. В дополнение к большому оркестру было около 370 исполнителей, занимавших все места за сценой, — потрясающее зрелище в черном. Этот хор состоял из Хора BBC, а также Молодежного хора BBC Proms, в котором участвовали молодые певцы со всей страны. Молодежная хоровая академия Proms в свой летний период принимает всех, даже тех, кто не имеет опыта пения, и тех, кто не читает ноты!!!
Адамс — не лучший вариант для новичков, но полгода репетиций были потрачены совершенно не зря! Нужно отдать должное руководителям хора, которые в конце вышли на сцену на поклоны, и, в частности, Грейс Росситер.
Были и мощный звук, и лиризм, и тонкость исполнения. Все в нужном месте и в нужное время, в согласии с оркестром под управлением Эдварда Гарднера.
Эдвард Гарднер впечатляюще справился с задачей, которая была отнюдь не из легких, так как некоторые певцы находились достаточно далеко от него (примерно метрах в 25-ти). Но он явно был в ударе и прекрасно держал всех вместе и под контролем: и оркестр, и 370 человек хора. Мощь звучания этого хора запомнится надолго, как и чистота исполнения.
Что сказать в завершение? Промсы стартовали, постараюсь освещать для вас это замечательное событие с частотой и регулярностью моих попаданий на концерты.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев